Меню Рубрики

Мастер-класс по тестопластике. Основные приемы лепки из соленого теста

Методическая разработка по лепке из солёного теста для педагогов

Рыжевская Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Методическая разработка раздела программы творческого объединения "Город мастеров" "Художественная лепка из солёного теста" . Материал рассчитан на четыре года обучения для детей старше 7 лет, для педагогов дополнительного образования и педагогов школ.

Пояснительная записка

Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепёшки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине, сами печём пироги. Украшаем их немыслимыми завитками, а на праздники своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок. А вот произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более того – высокохудожественное.
Лепка из солёного теста в последнее время стала очень популярна. Данное искусство становится более распространённым и плодотворно развивается. Изделия из солёного теста – это самый лучший способ украсить свой дом, привнести в него индивидуальность, а также порадовать своих родных и друзей.
Современная педагогическая наука рекомендует детям с самого раннего возраста, в целях развития моторики пальчиков рук и речи как явлений взаимосвязанных друг с другом, заниматься лепкой из теста, пластилина. Они развивают воображение, оба вида мышления – логическое и абстрактное, а также художественные способности ребенка.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, при этом доступна очень маленьким детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой маленький, сделанный из соленого теста мир, но зато, как похожий на настоящий!
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и берет в руки и по мере необходимости изменяет. А если материала достаточно и рядом есть взрослый, который вовремя поможет и поддержит малыша, то лепка станет любимым занятием на долгие годы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
развивают воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизируют работу обеих рук;
Самое важное и ценное в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

2. Цель и задачи раздела

Цель: «Раскрыть и развить потенциальные способности в ребёнке»
Задачи:
1 год обучения
научить детей лепить из солёного теста яблочки, листочки, фигурки животных, раскатывать колбаски;
формировать умение правильно использовать различные технические приемы при лепке из соленого теста;
развивать аккуратность при окрашивании готовых изделий.
2 год обучения
учить детей самостоятельно замешивать тесто и лепить более сложные формы;
осваивать навыки организации и планирования работы;
воспитывать культуру общения и поведения в коллективе.
3год обучения
научить новым приёмам лепки из солёного теста;
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
учить самостоятельно смешивать краски, развивать чувство меры.
4 год обучения
продолжать закреплять навыки творчества в работе с солёным тестом, добавляя дополнительные материалы: бисер, шёлковые ленты, перья, цветные шнуры;
развивать творческие способности ребенка, его познавательную активность;
формировать художественный и эстетический вкус, гармонию между формой и содержанием художественного образа.

3. Психолого-педагогические аспекты

Программа творческого объединения «Умелые руки» разработана с учетом возрастных особенностей детей. В настоящее время в условиях нашей страны младший школьный возраст охватывает диапазон от 6-7 до 10-11 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Развитие личности ребенка, его интеллекта предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов как внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
В этот период работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных. Внимание детей к этому моменту должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Память у детей является довольно хорошей, но чем старше становится ребенок, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста: учение, общение, игра и труд. Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии играет труд и занятия творческой деятельностью, они должны быть достаточно разнообразными и интересными для детей.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для детей выступают в роли педагогов, служат образцами для подражания и основным источником знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в этом возрасте. Общение взрослых и детей улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влияет на развитие детей. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут детям понадобиться в их взрослой жизни.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Подростковый период развития охватывает возраст примерно с 10 – 11 до 15 лет. Развитие всех сторон личности, интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Главное внимание в воспитании подростка следует сосредотачивать на развитии мотивационной сферы личности: определении им своего места в жизни, формировании его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, способностей, тяга к общению со сверстниками, формируется общие взгляды на жизнь.
У подростка 10-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
У подростков 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

4. Ожидаемые результаты

1 год обучения
Должны знать:
основной рецепт замешивания теста.
Должны уметь:
самостоятельно лепить листочки, кружочки, фигуры животных (морж, крокодил, птичка), раскатывать колбаски и изготавливать из них простые веночки.
2 год обучения
Должны уметь:
лепить и раскрашивать готовые изделия (веночки, корзиночки, яблоньку, животных)
3 год обучения
Должны уметь:
лепить фигуры сказочных персонажей (ведьму, клоуна, мальчика с пальчик, принца Ахмеда)
самостоятельно подбирать краски, раскрашивать и покрывать лаком изделия.
4 год обучения
Должны уметь:
самостоятельно замешивать тесто, лепить более сложные фигуры, раскрашивать их, покрывать лаком и украшать дополнительными материалами (бисером, перьями, тесьмой, шёлковыми лентами, цветными шнурами)
окрашивать готовое вымешанное солёное тесто.

5. Обоснование используемых в образовательно-воспитательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации деятельности детей

Беседа – используется на занятиях, когда ребятам надо дать информацию, и узнать, что они знают по данной теме. Такая форма располагает к общению между взрослыми и детьми внутри коллектива.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний воспитанников в трудовой деятельности. Такие упражнения соответствуют трудовому воспитанию.
Сюжетно-ролевая игра – творческое воспроизведение детьми, самостоятельно или с помощью взрослых, социальных отношений или материальных объектов на основе жизненных или художественных впечатлений ребенка. Такая игра способствует нравственному воспитанию, развитию фантазии, воображения, общей культуры ребенка.
Игра-труд – деятельность, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием, в которой закрепляются представления об окружающем мире, осваиваются самые общие приемы коллективных действий в процессе труда. Её назначение многократное раскрытие личностных качеств и способностей, организация работы малых групп на основе общих интересов.
Дидактические игры – формы, специально создаваемые педагогикой, в том числе и народной, семейной, в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала делятся на предметные (дидактические игрушки и материалы); настольно- печатные и логические, словесные (игры- загадки, задачи, предложения, игры- путешествия). Используются для интеллектуального развития познавательных способностей

6. Система знаний

Сначала была лепёшка.
Когда то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигурки людей и животных и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. В это же время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день, такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяли людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.
Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко-окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь для туристов умельцы пекут всё что угодно.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.
Хотя поделки из солёного теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие.
Мука:
-это природный продукт, и её качество может меняться и от степени размола, и даже от погодных условий, при которых зерно созревало. Поэтому на практике универсальный рецепт солёного теста приходится слегка корректировать, но это не вызовет затруднений в работе. Для солёного теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок эмульгаторов и рыхлителей. Ведь для лепки не важно наличие в муке витаминов и микроэлементов.
Пшеничная мука больше всего подходит для приготовления солёного теста. А в тесте из ржаной муки образуется много пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твёрдое. Различные сорта муки можно смешивать, например пшеничную и ржаную муку.
Если вы хотите поэкспериментировать с другими сортами муки, купите ее для начала немного и обязательно смешивайте с пшеничной или ржаной мукой.
Соль:
-добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого её количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешёвую. Соль грубого помола лучше размельчить в кофемолке.
Рабочее место:
-желательно, чтобы помещение, в котором вы готовите тесто, было прохладным, а ваши руки - холодными. Если температура воздуха выше 20 С, тесто станет слишком мягким и его трудно будет обрабатывать.
Если с тестом будут работать дети, замесите его покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчится.
Что потребуется для работы:
-кисть, стаканчик для воды, валик для раскатывания теста, зубочистка, деревянные палочки, наборы стек, маленькие ножички для обработки краёв, ситечко, чесноковыжималка, специальное колёсико для резки теста, пуговицы для оттиска и другой подручный материал.
Приготовление солёного теста:
-тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Учтите, что один и тот же объём различных продуктов весит по разному:
1 чашка муки весит около 100 грамм;
1 чашка соли весит около 200 грамм.
Основной рецепт солёного теста из пшеничной муки:
2 чашки (около 200г.) муки
1 чашка (около 200г.) соли
¾ чашки (около 125 мл.) воды
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымесить и размять, пока оно не станет эластичным. Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, перемешав его с мукой и солью.
Обработка солёного теста.
Старайтесь лепить или вырезать изделия сразу на противне, при этом сторона изделия остаётся ровной и не возникает повреждений при переносе его к месту сушки и обжига.
Перед началом работы смочите противень водой с помощью кисти, для того чтобы между тестом и противнем не образовались воздушные пузырьки. Чем лучше тесто прилегает к противню, тем ровнее получится обратная сторона изделия после сушки или обжига.
Сушка и обжиг.
Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Положим, вы задумали и сотворили нечто замечательное. И вдруг – в результате поспешного или неправильного обжига - изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование.
При сушке в духовом шкафу сначала включите верхний огонь и просушите изделие на нём до тех пор, пока его поверхность не начнёт подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется.
Затем установите противень на среднем уровне духовки. Если вы хотите придать изделию бежевый цвет, используйте верхний огонь чуть дольше. Если на изделии появляется лёгкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура слишком высокая, и если вы её не убавите, то на обратной стороне могут образоваться трещины.
Как определить полностью ли высохло изделие? Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит изделие высушено.
Существует несколько способов сушки:
Воздушная сушка – занимает много времени; на обратной стороне изделия образуется углубление;
Сушка в духовом шкафу – 1 час на каждые ½ см. толщины теста;
Комбинированная сушка – сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Более подходит для больших объёмных изделий;
Сушка горячим воздухом в гриле.
Микроволновая печь не применима для сушки изделий из солёного теста.
Раскрашивание.
Чтобы краски были сочными и ложились ровно, изделия перед раскрашиванием грунтуют. Для этого можно использовать белую водорастворимую краску, которую наносят кистью. Далее использовать любую краску-акварель, масляную, гуашь. Предпочтение гуашевым краскам, так как изделия получаются ровно окрашенными и яркими.
Окрашивание.
Чтобы окрасить готовое вымешанное тесто, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое вымешанное тесто делят на части по количеству цветов. Затем лепят шарики, в середине которых продавливают углубления. Далее в эти углубления капают краску, после чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено. Обычно достаточно 2-3 капель красителя на 100 гр. теста, чтобы получить нужный оттенок.

Вырезание по шаблону.
Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием. Обычный картон может прилипнуть к тесту.
Раскатайте тесто до толщины ½ см. на рабочей доске или противне. Наложите подготовленный шаблон на тесто и тонкой острой стекой вырежьте фигурку по краю шаблона. Затем осторожно отделите шаблон, а края фигурки смочите водой при помощи кисточки и подровняйте деревянной палочкой.
Склеивание.
Чтобы соединить части изделия в одно целое, заранее смочите их мокрой кисточкой, и они склеятся, благодаря клейким свойствам муки. Если вам нужно наложить детали друг на друга, смажьте водой обратную сторону накладываемой части, иначе при сушке растёкшиеся водяные пятна изменят цвет. А чтобы вы не сомневались в хорошем результате, смажьте смоченной в воде кистью всё изделие целиком, прежде чем оно попадёт в духовой шкаф.
Обработка подручными средствами.
Обработка теста предметами домашнего обихода часто даёт впечатляющий эффект. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи пуговиц поверхность изделия можно сделать рельефной. Тестом, пропущенным через чайное ситечко можно украсить веночки, ёлочку, а через чесноковыжималку, сделать кудряшки для барашка. Можно сделать специальный валик, на котором вы заранее вырежете декоративный узор, а потом напечатаете его на тесто. Для оттиска можно использовать засушенные травы.
Лакировка.
Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть жидкими и густыми. Жидкие лаки плохо защищают изделия из солёного теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И всё же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим.
Густые лаки, напротив, надёжно защищают изделия от влаги, и ими тщательно покрывают изделия со всех сторон. Получается красивый ровный блеск.
Процесс лепки
1. Цилиндрическая форма (колбаска, валик), получается при движении ладошками рук вверх- вниз, можно раскатать кусочек теста по твердой поверхности прямыми движениями. Можно раскатать длинные и короткие валики, толстые и тонкие. Преобразовывая их получить бублик, баранку, улитку, змею, цветок, листок, морковку, косу, стебелек растения, сплющить в ленту.
2. Шарообразная форма (шар, колобок) получается, если раскатать кусочек теста круговыми движениями между ладошек или одной ладонью на твердой поверхности. При преобразовании можно получить яичко, воздушный шарик, грушу, матрешку, банан, огурец, колесо, лепешку, пирамидку, мороженое, шляпка гриба и т.д.
3.Вспомогательный способ:
вытягивание от основной формы мелких деталей (клювик, ушки, хвостик и т.д.) и придание им необходимой формы и положения (заостряя или сплющивая);
загибание края формы заготовки – горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - усиливающие сходство образов с реальными предметами и передающие их функциональность;
использование стеки и других приспособлений: колпачков фломастеров, крышек, палочек, пластмассовых вилок и т.д.
Можно дополнять вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, ракушки, бижутерия, пуговицы, перышки и стружки и т.д.)
1 год обучения.
Веночки и сердечки.
Для веночка или сердечка раскатываем колбаски и вьём или заплетаем в косы изделие. Украсить можно засушенными цветами, гвоздикой.
Медальоны.
Раскатываем тесто, различными формами для печенья вырезаем нужный медальончик. Для узора используйте перчинки, зёрнышки, трубочки для оттиска, пуговицы. Украшаем тестом, блёстками. Шнур для подвески должен сочетаться с самим изделием по цвету и фактуре.
Розы.
Делаем колбаску длиной 2 – 2,5 см, сплющиваем ее в лепешку большим и указательным пальцами, чтобы серединка была толстая, а края тонкие. Накручиваем лепешку на спичку или на палочку. Это сердцевина розочки. Сердцевину обкрутить лепешками разных размеров – лепестками – до получения цветка нужной величины.
Гусеница.
Приготовить тесто по классическому рецепту. Слепить колбаску – туловище, изогнув его волной. Нанести на туловище гусеницы рисунки: с помощью ножичка – на задней части, иголки на средней, зубочистки – на передней. Придать мохнатость, выдавив из ситечка тесто и прилепив его к туловищу перед головкой. Прикрепить головку – шарик, на котором обозначить с помощью ножичка глаза, носик, ротик. Тоненькой поперечной колбаской отделить хвостовую часть. Приклеить маленькие шарики для украшения и прикрепить маленький бантик из теста. Приклеить лепешечки щечки, сделать челку из тонких полосок. Сделать ножки. Готовую гусеницу просушить и наклеить в рамку на светлый фон. После высыхания раскрасить разными цветами.
Зайка с морковкой.
Чтобы слепить туловище, голову и лапки зайчика, разомните тесто и скатайте шарики, разного размера, затем слегка сплющите их ладонями. Влажной кисточкой смочите места стыков и соедините части изделия друг с другом. Затем слепите или вырежьте уши и прикрепите их к голове. Нанесите стекой рисунок чтобы отметить части лица. К лапке приклейте морковку, вылепленную из комочка теста
2 год обучения.
Яблонька
Приготовить по рецепту тесто, раскатать при помощи скалки пласт теста толщиной 7 мм, по шаблону вырезать ствол дерева, нанести стекой полоски – кору. Из небольшого кусочка теста сделать колбаску, нарезать из колбаски кружочки. Скатать их в шарики, расплющить в лепешку, сдавить тесто большим и указательным пальцами, чтобы получилась острая верхушка, нанести стекой прожилки и у нас получились листочки. Листочки с нижней стороны намочить слегка водой и приклеить на ствол дерева. Чтобы получить яблоки нужно: скатать колбаску, отрезать от нее маленькие кусочки, скатать их в шарики, из семян гвоздики сделать плодоножку. Когда яблоки готовы с нижней стороны смочить их и наложить на листья яблони. После высыхания раскрашиваем гуашью.
Ёжик
Слепить из теста шар, вытянуть его с одного конца и приподнять, чтобы получилась мордочка, придать тельцу нужную форму, слепить ушки из лепешки и прикрепит их к тельцу, с помощью ножика сделать углубления – глаза, а с помощью ножниц иголки. Высушить, можно поместить его на зеленую лужайку, после высыхания раскрасить

Птичка.
Раскатать тесто толщиной 1 см. фигурку вырезать по шаблону. Для глаз взять перчинку. Из теста скатать шарики величиной с лесной орех, из них составить первый ряд узора хвоста. В этих шариках соломинкой или палочкой проколоть маленькие дырочки. Второй ряд – шарики поменьше. Дальше можно пофантазировать - выложить узор из зёрнышек.
Корзиночка малая.
Ручку делаем из колбасок, переплетая их. Короб корзины – круг из теста толщиной 1 см. Чтобы сделать узор корзиночного плетения, на коробе корзины линейкой проведём вертикальные линии. По этим линиям тесто с двух сторон сплющиваем двумя вилками. Украшаем розами, яблоками, листочками.
Морж, крокодил делаются самостоятельно детьми, по одной форме, из колбасок, шариков, овалов.

3 год обучения.

Принц Ахмед.
По принципу лепки принца лепятся все фигуры человека. Туловище: берут форму конуса, нижнюю часть его разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Там, где туловище будет соединяться с головой, воткните зубочистку и по половине зубочистки - в места стыков ножек и ступней. Руки: лепить с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Шаровары: из тонко раскатанного теста сделать пышные шаровары, заложив складки сверху, и у ступней, закрыв места стыка полосками теста на ногах и отворотом жакета сверху. Ступни: слепить из двух одинаковых шариков. В нижней трети ступни сделайте засечку, затем переднюю часть слегка загните к верху, а заднюю насадите на зубочистку. Ладошки: слепить из маленьких шариков, придав им форму рукавички. В утолщение нижний части руки острой палочкой или стекой проткните дырочку и вставьте в нее ладошку. Голова и тюрбан: делается шар в соответствии с размером туловища и прикрепляется. Чтобы получить тюрбан, отдельные колбаски из теста наматывают вокруг головы, верх украсить небольшим наконечником. Пояс: делается колбаска, затем раскатывается скалкой, вырезаем полоску и приклеиваем к талии, завязываем узел. Украшаем после обжига бисером, перьями, лентами. Раскрашиваем, лакируем.
Корзина «Рог изобилия»
Лепится как и малая корзиночка, только украшается большим количеством цветов и фруктов. Можно раскрашивать, а можно оставить натуральный цвет теста, только покрыть лаком.
Панно «Золотые талеры».
Фон тёмно-синий бархат. Девушка в одежде украшенной настоящими кружевами, стоит на полянке из засушенного мха. Вокруг разбросаны талеры покрашенные в золотой цвет.

4 год обучения.

Более сложные работы. Лепка сказочных персонаже по той же технологии, как и принц «Ахмед». Украшения из бисера, перьев, бусин, тесьмы.

Кулон «Рыбка»
Окрашиваем готовое тесто в любой понравившийся цвет. Лепим форму сами или вырезаем по шаблону. Глаза бусинки. Делаем оттиск чешуи из подручного материала. Шнур цветной. Сушим, лакируем.

Кулон «Змейка с камнем»
Окрашенное тесто раскатываем в виде змейки. Глаз – бусинка. Берём любой декоративный камень, обвиваем змейкой вокруг камня, предварительно смочив его водой для прочности приклеивания. Делаем насечки на змейке. Сушим, лакируем.
Шкатулка для драгоценностей.
Можно использовать любую баночку из под крема. Обмазываем её тестом. Украшаем по желанию. На крышке лепим красивые цветы: розы, лилии, ромашки. Сушим на воздухе несколько дней. Раскрашиваем. Лакируем.

Комочек соленого теста -
Лепить из него интересно!
Комочек из теста мягкий,
На ощупь приятный и гладкий.
Лежит у меня на ладошке,
Слепить из него могу кошку,
Слоненка слепить или мишку,
Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,
Слепить из него что - не знаю.
Комочек помяла немножко,
Слеплю ему ручки и ножки,
Слеплю ему ушки и глазки,
И вместе отправимся в сказку!

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Образовательная деятельность тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Тесто удивительно пластичный материал для лепки различных фигур. Соленое тесто - экологически чистый материал. Образовательная деятельность тестопластикой способствуют развитию мелкой моторики и координации руки в целом, развитию речи, творчества, фантазии и эстетического вкуса.

Способы и приёмы лепки

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Занимаясь с детьми лепкой из солёного теста, решается ряд очень важных задач:

1. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности детей.

2. Воспитание интереса к изобразительной деятельности и эмоционально-положительному отношению к ней.

3. Развитие изобразительных навыков и умений.

4. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, уподобление(на что похоже), выделение характерных признаков.

5. Развивать восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Конструктивный способ : наиболее простой, изображаемый предмет лепится по частям.

Пластический способ : всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части.

Комбинированный способ : при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.

Приёмы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других - пальцы.

· При лепки из солёного теста используются следующие приёмы:

· Скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть.

· При соединении частей используются приёмы: прижать, вдавить.

Материалы

Солёное тесто.

Существует несколько способов приготовления солёного теста. Рецепт: 200 грамм муки, 400 грамм соли (желательно мелкой), 250 грамм холодной воды.

Также вам понадобятся: дощечки, кисточки, для украшения изделий, гуашь

Основные техники

Объёмные детали следует лепить на столе, покрытом клеёнкой или на пластиковой доске.

Чтобы крепление деталей и элементов друг к другу было надёжным, места их соединения необходимо смачивать водой с помощью мягкой кисти.

Воздушная сушка (использование тепла солнечных лучей) - самый экономичный способ, но и самый длительный; комбинированный - изделие выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке. Нельзя сушить изделия на батарее. При постукивании по готовому изделию раздаётся звонкий звук.

При раскрашивании готовых (высушенных) изделий используйте гуашевые краски - их цвета наиболее яркие и стойкие. Проще всего с детьми освоить технику лепки из солёного теста, выполняя отдельные детали, а затем собирая из них композиции.

Из солёного теста с дошкольниками можно лепить:

Насекомых (бабочки, стрекозы, пчёлы, божьи коровки, пауки, гусеници др.)

Цветы (ромашки, лютики, незабудки, цветы шиповника, розы и др.).

Ягоды (чёрная и красная смородина, виноград, малина, шиповник и др.)

Фрукты (яблоки, груши, виноград, апельсины, лимоны и др.).

Овощи (помидоры, огурцы, морковь, картофель, редис и др.)

Различные хлебобулочные изделия (сушки, булочки, рогалики, крендельки и т.д.)

Атрибуты для сюжетно - ролевых игр (накормим обедом: рыба, яичница, колбаса, бутерброды и т.д.).

Подводный мир (рыбы, водоросли и др.)

Лепка из солёного теста организуется в совместной деятельности ив самостоятельной деятельности детей.

Изготовление мелких орнаментальных деталей

Мелкие орнаментальные детали в изготовлении просты. При их изготовлении можно использовать различные предметы: расческа (наносит на тесто ажурный узор), различные пуговицы (поверхность теста делается рельефной), фигурные формочки и пр.

При изготовлении мелких деталей, ребенок приучается к аккуратности и тщательности.

Цветы.

Скатать тесто недлинными колбасками толщиной 1 - 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Шарики сплющить и сформировать из них лепестки. Накладывая лепестки один на другой, сформовать цветок. Середину цветка смочить водой и сверху положить маленький шарик. Для лучшего соединения, кончики лепестков смачивать водой с помощью кисточки. Обратить внимание детей на то, что из одних и тех же заготовок можно лепить разные цветы: лютики, незабудки, цветы шиповника. Фиалки. Для изготовления ромашки, нарезанные кусочки скатывают не в шарики, а в маленькие колбаски, затем цветок собирается.

Ягоды.

Скатать тесто небольшими колбасками толщиной 1 - 1,5 см. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них ровные шарики. Выложить шарики кучкой в произвольном порядке, скомбинировать их с листиками.

Если в ягодке сделать небольшую дырочку спичкой, то получится черника, а если вставить душистую гвоздичку, то получится рябинка (из большего шарика таким образом можно сделать яблочко).

Листики.

Скатать тесто колбасками. Нарезать колбаски одинаковыми кусочками и скатать из них шарики. Каждый шарик сплющить в плоский кружок. Сжать кружок с одной стороны, чтобы получились остроконечные листики (яблоневый листок, листок с куста розы). Если нарезанные кусочки скатать в маленькие колбаски, сплющить, чтобы получились небольшие овалы, то можно собрать рябиновую ветку.

Прожилки можно нанести стекой или нарисовать при раскрашивании изделия.

Фрукты и овощи.

Скатать тесто колбасками толщиной 1,5 - 2 см. Нарезать колбаски одинаковыми кружочками и скатать из них ровные шарики. Каждому шарику можно придать различную форму: груши, яблока, помидора, апельсина, моркови и т.д.

Каждое изделие дополнить деталями: груше сделать зубочисткой небольшую аккуратную дырочку, с другой стороны прилепить, смазав водой, черенок и листик (если груша большая, то можно вместо дырочки вставить перчинку или душистую гвоздичку); картофилине сделать глазки; морковку добавить хвостик и т.д. Не забывать все детали смачивать водой.

Насекомые.

Дети с огромным удовольствием лепят различных жучков, букашек, бабочек, пчел и т.д. Они являются прекрасным дополнением различных картин, настенных панно.

Обратите внимание детей на то, что крылья у бабочек, стрекоз, пчел похожи на листики и лепестки цветов. Их туловища - это колбаски, а голова - шарики (во время лепки обращайте внимание на пропорции). Для раскрашивания и украшения бабочек используйте бисер.

Божьи коровки, паучки и др. жуки лепятся из кружков различной величины. Их лапки, усики -из маленьких колбасок.

Птицы.

К лепке птиц можно приступать, когда ребенок освоил приемы лепки листиков и лепестков. Из двух расплющенных кружков (маленький - голова, большой - туловище) можно сделать сову на ветке (с совятами). Добавить глаза, клюв. Снегиря, синицу лепят из трех кружков (голова, туловище, крыло) Добавить глаза, клюв, лапки и др. особенности. Из трех листиков (маленький - голова, большой - туловище, средний - крыло) и одной колбаски можно сделать утку (с утятами), аиста, лебедя, дятла. Оперение выполняется с помощью ножниц.

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Ведущая деятельность дошкольника - игра. И гораздо интереснее играть, когда ты «продаешь» морковку, картошку, сливы, сделанные своими руками. А как аппетитно выглядят яичница, жареная рыба, колбаса, булочки, ватрушки! И все это сделано руками детей.

Хлебобулочные изделия.

Из теста, раскатанного тонким слоем вырезать стекой треугольник. Закатать, начиная с острого конца, получится круассан.

Из небольшого кусочка теста вылепить вытянутую булку, нанести поперек и слегка наискосок стекой ложбинки, получится батон.

Украшения для уголка ряженья.

Из соленого теста для маленьких модниц можно делать различные украшения.

Медальоны различной геометрической формы, в виде сердечек, колечки, украшенные ягодками, цветами, буквами.

Является самым доступным и удобным материалом для детской лепки.

1 способ (самый легкий) .

  • 2 стакана муки
  • 1 стакан соли
  • 1 стакан воды

соль растворяется в воде, затем добавляется мука и замешивается тесто.

2 способ (более сложный)

  • 1 стакан соли
  • 1 стакан пшеничной муки
  • 1 столовую ложку растительного масла
  • 0,5 стакана воды

ингредиенты перемешиваются ложкой, затем месятся руками до однородного состояния также, как обычное тесто. тесто должно быть крутое, не липнуть к рукам и не крошиться. если тесто плохо лепится, добавьте воды. если липнет к рукам, то добавьте муки.

3 способ (цветное тесто)

чтобы не пришлось разукрашивать изделия можно лепить сразу из цветного теста.

  • 1/2 стакана муки
  • 1/3 стакана соли

в 1/4 стакана воды развести необходимого цвета. постоянно помешивая, добавить полученный раствор в смесь муки и соли, вымесить крутое тесто.

куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски. для этого нужно переминать 2 куска теста до тех пор, пока они не станут однородными.

техника лепки из теста схожа с лепкой из глины или пластилина, но имеются и некоторые особенности:

  • если вы предполагаете сушить поделки естественным способом, на воздухе, то работать нужно на деревянной дощечке. если в духовке, то непосредственно на подносе.
  • прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках.
  • во время лепки держите тесто под пленкой, чтобы оно не подсыхало. каждый цвет нужно держать в отдельной емкости.
  • на тесте можно ставить отпечатки различными предметами, но делать это следует сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.
  • обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки.
  • если после работы осталось лишнее тесто, его можно держать в холодильнике в целлофановом пакете около недели.

способы сушки

сушить изделия из теста можно в духовке; на открытом воздухе или комбинированным способом.

в духовке сушат при самой низкой температуре (приблизительно 75 градусов) и с открытой дверцей, чтобы оно не потрескалось. когда тесто немного подрумянится, температуру можно поднять до 100 градусов. время обжига, в зависимости от толщины изделия - 1-2 часа. следите за готовностью продукта, так как мелкие детали сушатся намного быстрее. пузыри и трещины - явный признак перегрева поделки. следует уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку.

воздухом сушить придется намного дольше (около 3-4 дней). не рекомендуется класть поделки под прямые солнечные лучи или на теплую батарею. так как изделия могут потрескаться и раскрошиться. время от времени детали надо очень аккуратно переворачивать с одной стороны на другую.

комбинированная сушка подходит для объемных лепных изделий. сначала поделку 1-2 дня выдерживают на воздухе, а затем досушивают в духовке.

раскраска, глазировка и лакировка изделий

после полного высыхания изделий приступаем к его раскраске. для этого можно использовать , акриловые или . если при раскраске в гуашь добавить клей пва, то изделие будет слегка блестеть и в дальнейшем не пачкать руки.

глазировка. когда до окончания сушки останется около часа, для придания изделию теплого оттенка его можно покрыть глазурью. для этого каждые 5-10 минут кисточкой наносят солевой (1 часть соли на 2 части воды) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды) раствор.

лакировка. закрепить краску можно с помощью лакировки, используя акриловый лак. он придает поделке блеск и подчеркивает её цвет. акриловый лак водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов. похожего эффекта можно добиться, покрыв изделие клеем пва.

варианты работ

в продаже имеется и на растительной основе. оно хорошо разминается, легко смешивается и, конечно, не липнет к рукам. его не надо запекать в духовке — тесто само стынет на воздухе, причем очень быстро.

Материал к занятию.

" мы уже затрагивали лепку из солёного теста. Там был приведён один-единственный рецепт изготовления солёного теста и всего пара советов. Тогда как лепка из солёного теста — обширная область, в которую углубляться и углубляться. Поэтому тема Солёное тесто — рецепты и способы лепки — это тема, в которой действительно стоит разобраться. Особенно, если вы работаете с ней непосредственно, или же просто хотите с ней работать в будущем.

Солёное тесто — рецепты и способы лепки различны и многовариантны, так как лепить из соленого теста — большое удовольствие и радость! И поэтому практически каждый мастер создаёт свой собственный рецепт. А также и название своей технике — тестопластика, хлебосол, биокерамика, мукасолька.

Итак, рецепты солёного теста

В рецептах описаны обЪёмные пропорции ингридиентов. Наиболее часто используется такой простой рецепт, который используется для простых моделей — без тонких деталей и сложной проработки.

  • 200 г = (1 стакан) муки
  • 200 г = (0,5 стакана) соли (мелкой, НЕ каменной).
  • 125 мл воды

Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:

  • 15- 20 г (столовую ложку) клея ПВА или
  • крахмала (столовую ложку)
  • клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:

  • 200 г муки
  • 400 г соли
  • 125 мл воды

Тесто для тонких работ:

  • 300 г муки
  • 200 г соли
  • 4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
  • 2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.

Для замеса лучше использовать миксер - это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.

Универсальный рецепт солёного теста : 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной , если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Кисель делают так:

Одну столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Способы окраски солёного теста

Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и при приготовлении теста, вводя краситель при замесе, и уже собственно готовое изделие — по поверхности.

Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями — сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Можно изделие из солёного теста подрумянить в духовке, для естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком — снова станет ярче. Какой лак можно использовать? Акриловый и художественный — это очень хорошо. Возможно применить и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.

Особенности и способы приготовления солёного теста:

Есть несколько вещей, которые с солёным тестом делать нельзя. Так, например, нельзя добавлять в солёное тесто блинную муку (или муку с любыми другими с добавками), так как фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются.

Также нельзя добавлять соль йодированную крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное — в крупинку. Точно так же нельзя добавлять каменную соль без предварительного растворения.

По поводу воды. Так, в тесте лучше всего использовать очень холодную воду; добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста (Рисунок есть в книжке у Ханановой, на страничке — в книжках)

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Лепить или вырезать фигурки можно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Всё что отваливается — просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА.

Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в трёх случаях:

  1. Если неправильно подобрана мука. Для большей прочности можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной, 1 к 1), 50 гр. крахмала — тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Также можно добавить клей ПВА, поскольку он тоже придает пластичность и не дает подняться тесту.
  2. Если неправильно произведена сушка (см. следующий раздел)
  3. Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать.

Часто задаваемый вопрос: как сушить солёное тесто?

Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго (полное высыхание может занять неделю и больше — особенно, если влажность при сушке высокая — так как соль натягивает влагу), поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

  1. Духовка должна быть на минимальной температуре
  2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки
  3. Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой
  4. Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке — сутки сохнет само — потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

Время сушки изделия из солёного теста зависит от толщины самого изделия. А также от применённого рецепта изготовления. Так, тесто с содержанием масла, крема и т.д. сохнет намного дольше теста без маслосодержащих добавок.

Во избежания потрескивания изделия можно производить сушку в три — четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу- полтора, потом перерыв часа на два — на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включить духовку на минимум с открытой крышкой.

При естественной и духовковой сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули и сохнет уже обратной стороной.

Таким образом, мы осветили основные рецепты и способы лепки солёного теста.

Удачного творчества!

По материалам http://solo-nebo.narod.ru/recept-s ovet.html http://www.mama-pa pa.com.ua/page/170.html

1 001 идея интересного занятия с детьми

Мастер-класс «Лепка из солёного теста как один из приёмов формирования духовно-нравственной сферы ученика, его познавательной активности»

Титлянова Елена Юрьевна,МКОУ СОШ №14 г.Слободской, учитель ИЗО, 43 регион

Предмет (направленность): ИЗО

Возраст детей: 7-13 лет 1-7 класс.

Место проведения: урок и внеурочная деятельность.

История лепки из солёного теста:

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста.
В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Один из народных художественных промыслов Эквадора — поделки из ярко окрашенного теста.
В Испании на алтарь приносят хлебные венки.
В Греции традиционно пекут хлебные венки, отделанные ярким орнаментом.
В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.

Соленое тесто в последнее время стало очень популярным. Изделия, сделанные из соленого теста, красивы, элегантны и долговечны.

Цель технологии: создание условий для формирования духовно-нравственной сферы ученика, его познавательной активности

Задачи применения технологии на уроке:

    Повышение познавательного интереса, формирование духовно-нравственной сферы обучающихся через погружение в национальную культуру (УНТ, христианские праздники, традиционные Вятские праздники, верования, обычаи)

    Создание условий для освоения обучающимися предлагаемой технологии

    Восстановление и сохранение здоровья обучающихся через применение технологии лепки из солёного теста

    Формирование УУД школьников в ходе освоения технологии

Суть технологии:

Дидактическую ценность данной технологии можно оценить в трёх направления:

1. Занятия по освоению данной технологии целесообразно строить на материале, представляющем художественную, воспитательную, духовно-нравственную ценность. Поэтому происходит внимательный отбор методического материала для занятия.

2.Технология лепки из солёного теста основана на формировании проектных умений школьника: видение продукта проекта от эскиза до готового продукта (постановка целей, определение хода работы, практическая работа по плану с применением творческих способностей)

3. Лепка оказывает колоссальное целительное влияние на здоровье человека. Дело в том, что во время лепки активизируются биологически активные точки, расположенные на кончиках пальцев рук и в центре ладони. Происходит самомассаж ладоней, начинает восстанавливаться внутренний энергетический баланс всего организма. Восстанавливается душевное равновесие, что особенно благоприятно для здоровья человека с возбудимой нервной системой. А работа с экологически чистыми материалами (соль, мука, вода, масло) оказывает лечебное и тонизирующее действие на весь организм человека в целом. Таким образом, лепка является частью Арт-терапии, позволяющей раскрыть творческий потенциал человека, высвободить его скрытые энергетические резервы.

Ход работы в рамках технологии:

(в зависимости от возраста учеников)

Подготовительный этап:

Данный этап по технологии больше затрагивает деятельность учителя. Педагог выбирает формы работы, темы занятий, предлагает объекты для изготовления.

Основной этап:

(в зависимости от возраста:

Младшие школьники – готовое тесто

Старшие школьники – с этапом изготовления теста)

Формирование УУД ученика

Чтение народных сказок, былин, изучение традиционных народных праздников

Личностные:

Личностное, жизненное самоопределение;

Нравственно-этическая ориентация.

Создание эскиза индивидуального или коллективного продукта

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

Целеполагание – постановка учебной задачи

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Прогнозирование –предвосхищение результата

Изучение приёмов лепки

Познавательные:

поиск и выделение необх. способов лепки, структурирование знаний. Постановка и решение проблемы – формулирование, самост. создание способов решения проблемы

Применение изученных приёмов лепки в создании продукта

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эскизом

Коррекция. Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Оценивание собственных и коллективных результатов

Коммуникативные:

Постановка вопросов (поиск и сбор информ.)

Управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

Заключительный этап:

(описание процедуры прохождения презентации: «Ярмарка мастеров», «Пасхальный подарок» — связь с народными и христианскими праздниками)

Работа над презентацией продукта

Результативность.

Рецепты соленого теста.

Рецепт1
1 чашка муки, 0,5 чашки соли мелкого помола, если соль крупная, ее лучше растворить в воде, 1ст ложка растительного масла (можно и меньше, еще вместо масла добавляют обычный крем), вода.
Рецепт2
300 г муки, 300 г соли, 1 столовая ложка растительного масла, 200 г воды.
Рецепт3
1 столовая ложка муки с горкой, 1 столовая ложка соли, 1 столовая ложка воды, несколько капель растительного масла. Для большего количества теста все компоненты увеличьте в одинаковых пропорциях.

Рецепт 4 цветное тесто

    Стакан муки перемешиваем с половиной стакана соли, ванилином для запаха и ложкой растительного масла.

    Перемешиваем и раскладываем поровну по мискам.

    В каждую миску добавляем пищевой краситель (на кончике чайной ложки). Такие пакетики с краской у многих остаются от праздника Пасхи. В каждую миску немного добавить воды, чтобы можно было замесить тесто.

    Для придания интенсивных естественных оттенков используют какао-порошок. Перед добавлением в тесто его разводят в небольшом количестве теплой воды.

Золотое и серебряное тесто

Золотое и серебряное тесто — роскошь!? А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) или гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.

Как приготовить тесто

Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка.

Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто.

Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2-3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Рабочее место и инструменты

Для того чтобы лепить из теста, надо не так уж много.

Во-первых - стол. Его желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеенкой. Кроме того, вам нужна рабочая доска. Лучше всего для этой цели подойдет кусок плотного картона, покрытый сверху листом фольги для запекания.

На стол надо поставить 2 ёмкости: 1 - с водой и 1 - с растительным маслом.

Кроме того, вам понадобятся: небольшая тряпочка, кисточка для акварели, острый нож, остро заточенный карандаш, шило или толстая иголка, скалка (можно заменить ее гладкой бутылкой), колпачок от фломастера или шариковой ручки.

Приёмы работы с солёным тестом

1.Создадим из солёного теста простые формы: шарики, колбаски, лепешки.
Изготовление шарика:

— возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями.

Изготовление лепёшки:

Скатайте шарик, расплющьте его, получится лепешка (иногда это удобно делать прямо на изделии).

Изготовление капли:

Скатайте шарик, защипните шарик с одного конца и потяните, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.
Изготовление колбаски:

— покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.
(если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус; если колбаску покатать карандашом,

— получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом)

Изготовление ленты:

Изготовьте колбаску, расплющьте её в пальцах или прямо на изделии.

Изготовление геометрических фигур:

Раскатайте скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину (не забудьте смазать и скалку, и доску растительным маслом; сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе).

— вырежьте линейкой, смазанной маслом, фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Ведите линейку медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины.

Изготовление фактурной поверхности теста:

На поверхность теста приложите разные предметы (красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки), с небольшим усилием надавите, чтобы на тесте получился чёткий отпечаток. Помните: делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.

Сушка

Сушка фигурок из соленого теста осуществляется в духовке при температуре 50-80 градусов в течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки). Другой вариант — сушить соленое тесто на батарее.

Перед сушкой духовку включают на самый маленький нагрев. Противень ставят на верхнюю полку и держат там до тех пор, пока изделие не начнет подрумяниваться. После этого противень переставляют на среднюю полку.

Если при подсушивании на изделии стали появляться пузыри или оно стало вздуваться, необходимо немедленно уменьшить температуру нагрева, иначе на обратной стороне изделия появятся трещины.

Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем раздается звонкий звук. Если звук — глухой, то изделие внутри еще сырое и процесс сушки можно продолжить.

Воздушная сушка

При воздушной (без нагрева) сушке влага из изделия испаряется очень медленно: за один день изделие просохнет на глубину не более 1 мм.

Комбинированная сушка

После нескольких дней воздушной сушки изделия досушивают в духовке. Этот способ подходит для объемных изделий

О муке:

Лучше использовать недорогие сорта муки, в которых нет эмульгаторов, разрыхлителей и других добавок.

Ржаная мука придает готовому (просушенному) изделию теплый коричневый оттенок, но если тесто замесить только на ржаной муке, оно получится твердым, неэластичным, а при лепке будет крошиться. Вот поэтому ржаную муку смешивают с пшеничной.

О воде:

Воду в тесто добавляют понемногу и только холодную.

О соли:

Соль должна быть мелкой и однородной. Излишек соли может придать тесту ломкость и хрупкость, а после сушки на изделии могут появиться трещины.

Краски

Готовые изделия раскрашивают водорастворимыми красками (гуашь, темпера).

Перед раскрашиванием изделие можно загрунтовать белой краской.

Раскрашивание

Раскрашенные изделия из соленого теста смотрятся очень нарядно. К раскрашиванию приступают после того, как грунтовка высохнет.Краски не следует наносить слишком толстым слоем, поскольку после высыхания поверхность изделия может слегка потрескаться.

Лакирование

Для закрепления красок и защиты изделий от влаги используются прозрачные художественные или мебельные лаки. Лак не только придает блеск и законченность поделке — он предохраняет ее от воздействия влаги и постепенного крошения.