Меню Рубрики

Десятка наиболее известных брендов времен ссср. Промышленное наследие ссср: список самых крупных заводов

Наиболее крупные заводы СССР были представлены высокотехнологичными предприятиями в металлургической (Магнитогорский металлургический комбинат, Ждановский металлургический комбинат, Криворожсталь, Кузнецкий металлургический комбинат), машиностроительной (НКМЗ), автомобилестроительной (АЗЛК, Волжский автозавод) отраслях.

 

«Строй заводы-гиганты», - один из главных девизов периода индустриализации. И действительно, за время правления коммунистов были возведены или модернизированы крупнейшие заводы СССР. Высочайшая технологичность и уровень организации производственных процессов, грамотная политика мотивации персонала помогали добиваться невероятных показателей. Причем, в отличие от целей капиталистических конкурентов, советское производство было ориентировано не на получение прибыли, а на достижение результатов, измеряющихся в натуральном выражении, в том числе человеко-часах, тоннах сырья и материалов при минимизации расходов.

Именно производственные мощности, количество рабочих мест гигантов легли в основу составления списка самых больших заводов СССР, куда вошли металлургические и машиностроительные предприятия. К сожалению, не все из них смогли сохранить свою мощь после перехода на капиталистические рельсы.

Магнитогорский металлургический комбинат им. В.И. Ленина

Расположение: Россия, Челябинская обл., г. Магнитогорск

Начало строительных работ самого крупного в мире металлургического комбината, как изначально планировалось советскими властями, приходится на 1929 год. В рекордно короткие сроки состоялось рождение Магнитки: в 1932 г. была запущена первая доменная печь.

На запланированные мощности в 2,15 млн тонн чугуна, 1,92 млн тонн стали и 1,64 млн тонн проката комбинат вышел к концу 30-х годов.

Выпускаемая продукция: прокат, чугун, сталь, агломерат, ферросплавы

По состоянию на 1991 г. степень износа производственных мощностей составил 89%

Современное название: ОАО «ММК», приватизировано в 1992 г.

Кадровая политика: 18 600 человек

Сегодня является высокорентабельным предприятием полного металлургического цикла, входящим в список 20 самых крупных сталелитейных комбинатов мира.

Ждановский металлургический комбинат имени Ильича

Расположение: Украина, Донецкая обл., Мариуполь

Запуск в 1897 г. трубного цеха Никополь-Мариупольского горно-металлургического общества считается днем рождения комбината Ильича. Второе рождение приходится на послевоенные годы, когда было восстановлено 70% мощностей после возвращения отправленного в эвакуацию на заводы Урала и Сибири оборудования.

В период с 1954 по 1969 г.:

  • Количество доменных печей увеличивается до 5 единиц.
  • Вводится в эксплуатацию мартеновский цех с наибольшими печами в мире.
  • Строится самая крупная аглофабрика в Европе.

Именно здесь проходят эксперименты инженеров по отработке технологии непрерывного литья.

Современное название: ОАО «ММК имени Ильича», приватизировано в 2000 г.

По состоянию на 2004 г. на комбинате трудилось 95 000 человек.

Ряд реорганизаций, смен собственников привели к сокращению численности до 17 904 человек в 2016 г.

Металлургический комбинат «Криворожсталь»

Расположение: Украина, Днепропетровская обл., г. Кривой Рог

Первая доменная печь завода была запущена в 1934 г. 4 августа, что и стало отправной точкой истории развития одного из крупнейших гигантов СССР. Во время войны часть оборудования была эвакуирована в Нижний Тагил, сам же завод полностью разрушен немцами.

Полностью восстановлен и расширен в послевоенные годы. Причем с 1956 г. новые мощности вводятся в эксплуатацию ежегодно.

В 1974 г. запущена 9 доменная печь, которая была самой крупной в мире.

Крупнейший производитель стального проката на Украине. Специализировался на производстве арматуры, катанки, чугуна, стали, сортового и фасонного проката.

Современное название: ПАО "Арселор Миттал Кривой Рог", приватизировано в 2004 г., реприватизировано 2005 г.

В 2005 году на предприятии трудилось 52 000 человек. К концу 2014 года численность составила 28 625 человек.

Сегодня комбинат представляет собой металлургическое предприятие полного цикла, так как к нему были присоединены коксохимическое производство и горно-обогатительный комбинат.

Кузнецкий металлургический комбинат

Расположение: Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк

Строительство гиганта продолжалось с 1929 по 1932 г. Но из-за неприспособленности технологий к погодным условиям на полную мощность вышел только в 1936 г.

Структура предприятия включала коксохимическое, доменное, мартеновское, прокатное и электросталеплавильное производство. Резервная металлургическая база Союза оказалась очень востребованной во время войны, но не смогла пережить сотрясений экономики 90-х.

В 1996-1997 гг. численность комбината составляла 32488 человека. Но постоянно сменяющиеся управляющие компании привели к глубокому кризису, в результате чего в 2001 г. предприятие было ликвидировано.

На его площадях создано более десятка разнопрофильных организаций. Главным правопреемником производственных мощностей стал Новокузнецкий металлургический комбинат, основанный в 2003 г.

Основной продукцией стал выпуск железнодорожных рельсов. Доменное, литейное производство полностью ликвидировано, а коксовые батареи законсервированы.

АЗЛК

Расположение: Россия, г. Москва

Строительство завода происходило в 1929-1930 гг. с привлечением специалистов FORD. Именно со сборки Фордов и начинается история предприятия.

В дальнейшем гигант автомобилестроительной промышленности выпускает в разные годы:

  • автомобили ГАЗ;
  • малолитражные машины КИМ;
  • легковые авто «Москвич».

Мощности завода были рассчитаны на выпуск 10 000 единиц автомобилей в год.

В лучшие времена численность работающих достигала 25 000 человек.

Выпуск продукции прекращен в 2001 г. Формальная ликвидация произошла в 2010 г.

НКМЗ

Месторасположение: Украина, Донецкая обл., г. Краматорск

Завод строился в 1929-1931 гг. для обеспечения металлургических предприятий оборудованием. Официальный пуск состоялся в 1934 г. Кроме выпуска основной продукции, машиностроительный гигант был ориентирован на выполнение оборонных заказов.

Во время войны был полностью уничтожен. Но уже в 1944 г. была выпущена первая послевоенная машина, и предприятие стало получать госзаказы, в том числе на экспортные поставки.

Современное название: ЧАО «НКМЗ», приватизировано в 1990 г.

Сегодня НКМЗ — крупнейшее в стране и в мире предприятие тяжёлого машиностроения, специализирующееся на выпуске:

  • металлургического и прокатного оборудования;
  • горнорудных машин;
  • кузнечно-прессового и энергетического оборудования;
  • подъёмно-транспортных машин;
  • специальных машин;
  • выполнении отдельных заказов.

На момент приватизации в 1990 г. на градообразующем заводе трудилось 30 000 человек. По состоянию на 2013 г. численность сократилась до 11500 работников.

Волжский автозавод

Строительство крупного автомобилестроительного завода было начато в Тольятти в 1966 г.

Первые кузова и непосредственно автомобили ВАЗ-2101 сошли с конвейера в 1970 г.

Современное название: ПАО «АвтоВАЗ»

Пережив непростые времена 90-х, предприятие не смогло преодолеть финансовые трудности кризиса 2008-2009 гг. В результате численность работников была сокращена с 100 000 человек до 43 516 человек в 2016 г.

Несмотря на государственные субсидии, изменение политики руководства, предприятие находится в предбанкротном состоянии.

На годы советской истории нашей страны пришелся расцвет авиационной промышленности. На территории СССР были построены многочисленные заводы, на которых собирали самолеты. О том, где располагались авиационные заводы, какие самолеты на них строили и как сложились судьбы этих промышленных объектов, читайте в материале, подготовленном совместно с компанией «Аэрофлот».

История Государственного авиационного завода № 1 начинается еще со времен царской России, только тогда он носил другое название. В 1893 году в Москве Юлием Меллером было основано акционерное общество «Дукс», сначала оно занималось сборкой велосипедов. В первые годы 20-го столетия завод «Дукс» начал производить мотоциклы и автомобили, а затем там начали строить и самолеты. До национализации в 1918 году на «Дуксе» производилось 22 типа самолетов.

19 февраля 1919 года завод был переименован в Государственный авиационный завод № 1 (ГАЗ № 1). До Великой Отечественной войны завод серийно производил самолеты: Р-1, И-2, И-3, И-4, Р-5, И-5, И-7, И-15, ССС, Р-Z, ДИ-6, И-15 бис, И-153 «Чайка», МиГ-3.

В октябре 1941 года завод № 1 был эвакуирован из Москвы на площадку строящегося авиационного завода № 122 в окрестностях города Куйбышев (Самара). После начала ВОВ авиазавод приступил к выпуску самолетов Ил-2, но этот процесс шел очень медленно, завод отставал от необходимых темпов выпуска. В декабре 1941 года в адрес директора завода пришла телеграмма от Сталина с обвинениями в том, что завод подводит страну и Красную Армию, и с просьбой «не выводить правительство из терпения». Необходимый темп выпуска самолетов был все-таки достигнут. А 2 июля 1945 года ГАЗ № 1 был награжден орденом Красного Знамени за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов.

После войны на заводе, так и оставшемся в Куйбышеве, был освоен серийный выпуск первых советских реактивных самолетов МиГ-9. В 1949 году завод начал производство новейших истребителей МиГ-15, в 1952 году — МиГ-17. Завод также выпускал бомбардировщики Ил-28, а в 1954 году приступил к выпуску бомбардировщиков Ту-16.

2 января 1958 года советское правительство приняло постановление o размещении на Государственном авиационном заводе № 1 серийного производства ракеты Р-7. Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства. С 1 января 1960 года завод получил условное наименование «Предприятие п/я № 208», а с 16 декабря 1961 года — открытое наименование «Завод «Прогресс»».

17 февраля 1959 года с полигона № 5 Министерства обороны СССР (ныне космодром Байконур) была успешно запущена первая серийная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, изготовленная на заводе «Прогресс».

В последующие годы завод освоил серийное производство ракет Р-7, Р-7А, Р-9А, ракет-носителей Восток-М, Молния, Молния-М, Союз.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур на околоземную орбиту был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным. Ракета-носитель Восток для его запуска была изготовлена на куйбышевском заводе «Прогресс».

В настоящее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз», используемые для выведения на орбиту искусственных спутников Земли и автоматических межпланетных станций, а также для обеспечения экспедиций на Международную космическую станцию.

2 Воронежский авиационный завод

В апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР, было принято решение об организации авиационного завода в Воронеже. В 1930 году началось его строительство, а в 1932 году завод был введен в строй. В отраслевом реестре заводу первоначально был присвоен № 18. В 1933 году на воронежском заводе выпускался АНТ-25, а в 1934 году началось серийное производство бомбардировщика ТБ-3.

В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного в ОКБ Ильюшина. Сборка бомбардировщиков продолжалась параллельно с выпуском штурмовиков Ил-2.

Во время Великой Отечественной войны авиационный завод № 18 выпускал фронтовые штурмовики Ил-2. В 1941 году завод был эвакуирован в Куйбышев. А после освобождения Воронежа весной 1943 года, возродившийся авиазавод был перенумерован в № 64. Уже вскоре на нем было выпущено два штурмовика нового поколения — Ил-8 и Ил-10. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. Уже в октябре 1944 года новый Ил появился на фронте.

С 1947 года началось переоборудование завода под производство пассажирского самолета Ил-12. В 1949 году было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, а с 1954 — турбореактивного бомбардировщика Ту-16. В конце 50-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в КБ Антонова.

В 1960 году воронежский авиазавод построил серию тяжелых перехватчиков Ту-128. После чего заводу было поручено освоить выпуск сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый полет Ту-144 совершил в декабре 1968 года. В 1976 году начался выпуск широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86. А в 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96−300.

В 1993 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО). Предприятие функционирует и по сей день.

3 Авиационный завод № 18 (Куйбышев)

Осенью 1941 года воронежский авиазавод № 18 был эвакуирован на площади строящегося авиационного завода № 295 в 3 км от станции Безымянка в окрестностях города Куйбышева. Когда в Воронеже в 1943 году была восстановлена работа авиазавода, он получил № 64. А авиационный завод под Куйбышевом остался с номером 18. В годы войны завод выпускал самолеты-штурмовики Ил-2.

С 1949 по 1953 годы завод выпускал бомбардировщики Ту-4. В 1951—1958 годах завод построил 50 бомбардировщиков Ту-95 и Ту-95М, после чего перешел на выпуск модификации Ту-95К (ракетоносец). В середине 1960-х выпуск Ту-95К был прекращен.

С 1961 по 1965 годы на заводе производили дальнемагистральные пассажирские самолеты Ту-114, созданные на основе стратегического бомбардировщика Ту-95. С середины 1960-х завод начал выпускать гражданские самолеты Ту-154. Серийно — с 1968 года. Абсолютное большинство этих авиалайнеров, составлявших основу гражданской авиации СССР и России с 1970-х годов по начало 2000-х годов, было изготовлено именно на этом предприятии.

В 1968—1972 годах завод производил противолодочные самолеты Ту-142. В конце 1970-х на базе дальнего противолодочного самолета Ту-142М был создан новый стратегический бомбардировщик Ту-95МС, ставший основой дальней авиации Вооруженных Сил СССР. В 1981 году завод начал серийное производство этих самолетов.

В 1990-е годы объемы строительства самолетов на заводе резко сократились. В 2005 году бывший Куйбышевский авиазавод стал называться «Авиакор — Самарский авиационный завод». Основная сфера деятельности «Авиакора» — строительство, капитальный ремонт, модернизация, техническое обслуживание и поставка запчастей для самолетов Ту-154, Ту-95 и Ан-140.

4 Авиационный завод № 21 (Горький)

21 октября 1929 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21. Авиационный завод начали строить на западной окраине города в мае 1930 года. Официально авиазавод № 21 начал работу 1 февраля 1932 года. Первым самолетом, выпуск которого был налажен на заводе, стал истребитель-биплан И-5. Он выпускался с августа 1932 года. В 1934 году началось производство скоростного истребителя И-16.

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21, его начальником был назначен С. А. Лавочкин. Под его руководством на заводе был внедрен в производство и усовершенствован ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты производились в годы Великой Отечественной войны. Во время войны завод поставил на фронт 17 691 самолет, то есть каждый четвертый истребитель, изготовленный заводами СССР.

C 1947 по 1951 на заводе серийно производился истребитель Ла-11. А в 1948—1949 годах выпускался первый серийный реактивный истребитель Ла-15.

В 1949 году горьковский авиазавод начал сотрудничество с ОКБ-155 под руководством А. И. Микояна. С 1949 по 1952 год на заводе производился истребитель МиГ-15бис и его разведывательный вариант МиГ-15Рбис. С 1952 по 1954 год завод производил истребитель МиГ-17. С 1955 по 1957 год на заводе выпускался МиГ-19, первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. В 1959 году был начат серийный выпуск сверхзвукового истребителя МиГ-21. В 1969 году началось производство истребителя-перехватчика МиГ-25 — первого в истории авиации цельносварного самолета. С 1979 года — производство тяжелого дальнего перехватчика МиГ-31. С 1984 года — производство учебно-боевого МиГ-29УБ.

В 1994 году завод прошел процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»».

5 Казанский авиационный завод № 22

14 мая 1927 года было издано Постановление Совета Труда и Обороны СССР о создании авиационного завода в городе Москве. Осенью 1941 года «Московский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова» был эвакуирован в город Казань на территорию «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе». В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».

Во время Великой Отечественной войны на заводе выпускали Пе-2. Для отправки самолетов на фронт на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА.

В конце 1945 года было начато освоение дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4. В 1947 году началось его серийное производство. Завод стал головным предприятием по выпуску Ту-4.

В 1952 году выпуск самолета Ту-4 был прекращен и завод начал освоение реактивного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-16. Самолеты экспортировались в Китай, Индонезию, Египет, Ирак. Серийное производство Ту-16 завершилось в 1963 году.

В 1957—1962 годах на заводе шло освоение самолета нового поколения — дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22. В 1962 году самолет был принят на вооружение. В конце 1960-х годов было освоено производство стратегического бомбардировщика Ту-22М. В 1969 году начался его серийный выпуск. Самолеты Ту-22 и Ту-22М использовались для ведения боевых действий в Афганистане.

В 1962—1964 годах на предприятии была проведена модернизация всех базовых мощностей для серийного производства дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-62.

В 1978 году завод получил новое название — Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) имени С. П. Горбунова. В начале 1980-х гг. на заводе началось освоение самого крупного и одного из самых мощных в мире боевых самолетов — стратегического бомбардировщика Ту-160 с изменяемой геометрией крыла.

Начиная с 1990-х годов, КАПО им. С. П. Горбунова перешло на единичный выпуск самолетов в соответствии с требованиями заказчика. В середине 1990-х гг. на заводе началось серийное производство среднемагистрального пассажирского самолета Ту-214.

6 Киевский авиационный завод

Государственный авиационный завод № 12 был создан 9 сентября 1920 года в Киеве. В первые годы основными направлениями деятельности завода было выполнение ремонта находившихся на вооружении самолетов зарубежного производства и выпуск запасных частей к ним. В 1923 году при заводе было создано конструкторское бюро, которое возглавил К. А. Калинин.

В 1925 году завод освоил производство первого самолета оригинальной конструкции, которым стал 4-х местный пассажирский самолет К-1. В 1934 году завод выпустил скоростной шестиместный пассажирский самолет ХАИ-1. После 1937 года заводом были выпущены самолеты ОКО-1, ОКО-2 и ОКО-6 конструкции В. К. Таирова.

После начала Великой Отечественной войны заводское оборудование было вывезено на восток. После освобождения Киева 6 ноября 1943 года завод был восстановлен и выполнял ремонт самолетов По-2 и сборку Як-3 и Як-9.

23 августа 1948 года киевский завод приступил к освоению серийного производства самолета Ан-2. Всего на заводе было изготовлено 3320 таких машин. В 1959—1978 годах на заводе был запущен в серийное производство пассажирский самолет Ан-24. В 1969—1985 годах завод выпускал самолет Ан-26. С 1979 года началось производство самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-32.

После распада Советского Союза завод стал украинским предприятием «АВИАНТ». А 30 октября 2008 года завод «АВИАНТ» вошел в состав украинского Государственного предприятия «Антонов».

Ассортимент шоколада в СССР был поистине огромен. Из всего многообразия можно было выбрать продукцию на любой вкус и материальный достаток, без этого лакомства не обходился ни один праздник, причем не только детский. Во времена СССР шоколадными конфетами украшали елки на Новый год. Заветную плитку шоколада в советские времена клали в любой подарок. А все ли вы вам известно об этой сладкой продукции? К примеру, вы знаете, как называется производитель шоколада «Аленка» в СССР, и как вообще появилось шоколадное производство в России?

Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.

В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.

После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства – в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнем» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада – какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. «Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья – «Большевик».

В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.

После войны по репарации из Германии в СССР поступило оборудование с немецких кондитерских предприятий, что позволило в короткие сроки наладить производство шоколадных изделий. Производство шоколада росло с каждым годом. К примеру, в 1946 году на фирме-производителе шоколада в СССР имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м – 2000 тонн, а к концу 60-х годов – 9000 тонн ежегодно. Такому внушительному росту производства косвенно способствовала внешняя политика. Советский Союз долгие годы поддерживал различные режимы во многих странах мира, в том числе и африканских. Главным для этих режимов было поклясться в верности коммунистическим идеалам, и тогда помощь в виде оружия, техники, оборудования была обеспечена. Поддержка эта была практически безвозмездной, единственное, чем африканцы могли хоть как-то расплатиться с СССР, – это сырье и продукция сельского хозяйства. Поэтому-то кондитерские фабрики бесперебойно снабжались сырьем с далеких африканских просторов.

В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум» исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.

Какой шоколад советских времени и конфеты были в СССР, как они назывались (с фото)

Главными производителями сладостей в СССР были фабрики «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевская» и «Большевик», которые располагались в столице Советского Союза – Москве. Именно они задавали тон остальным фабрикам, как в качестве, так и в дизайне сладкой продукции.

«Красный Октябрь» – это бывшая кондитерская фабрика «Эйнем» (называлась так по имени ее основателя – немца Фердинанда фон Эйнема). После Октябрьской революции 1917 года фабрику национализировали и переименовали. И она продолжила свою «сладкую» историю уже в новых, социалистических условиях, выпуская главным образом шоколад и конфеты. Какие конфеты в СССР пользовались особой популярностью? Конечно же, «Мишка косолапый» (появились в 1925 году), «Южная ночь» (1927), «Сливочная помадка» (1928), ирис «Кис-кис» (1928), «Стратосфера» (1936), «Суфле» (1936) и др.

В 1935 году свет увидел фильм А. Птушко «Новый Гулливер», который имел колоссальный успех у детей. После этого на прилавках советских магазинов появились конфеты «Гулливер» – вафли, покрытые настоящей шоколадной глазурью. Это были дорогие конфеты, поэтому, когда они стали популярны, появился их дешевый аналог – конфеты «Журавлик», где та же вафля была покрыта соевым шоколадом. Цена более доступная – 20 копеек за штуку.

Как назывался шоколад в СССР, выпускаемый этим производителем? Среди шоколадной продукции «Красного Октября» самой «старой» маркой был «Золотой ярлык» (1926). А вот шоколад «Гвардейский» появился в годы войны.

Здесь вы можете увидеть фото советского шоколада различных фабрик:





Шоколад «Кола» в СССР и другая шоколадная продукция

В двадцатые годы прошлого столетия «Красный Октябрь» выпускал исключительно шоколад, причем одна марка – «Кола» – предназначалась летчикам. А после войны был вновь возобновлен выпуск конфет.

Такие конфеты во времена СССР, как «Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Красный мак», «Тузик», «А ну-ка отними!», «Каракум», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка», были dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи… «Вкус нашего детства» – этими словами начинается едва ли не каждый второй теле– или газетный репортаж, рассказывающий ошоколадной продукции или работе кондитерских фабрик. Фраза эта от частого использования давно превратилась в затертый штамп.

Помимо «Аленки», в СССР были и другие наименования шоколада: «Дорожный» (1 рубль 10 копеек), «Веселые ребята» (25 копеек), «Слава» (пористый), «Жар-птица», «Театральный», «Цирк», «Люкс», «Сказки Пушкина» и др.

Посмотрите фото шоколада в СССР и другой шоколадной продукции советских времен:

Как называется фирма-производитель шоколада «Аленка» в СССР

Этот раздел статьи посвящен тому, как называется фирма шоколада «Аленка» в СССР, и какая ещё продукция выпускалась на этой фабрике.

Со второй половины 60-х самым узнаваемым изделием «Красного Октября» в СССР стал шоколад «Аленка» (1 рубль 10 копеек за большую плитку и 20 копеек за маленькую, 15-граммовую). А возник он при Брежневе, хотя идея родилась в бытность руководителем страны Н. Хрущева. На Пленуме ЦК КПСС в феврале 1964 года прозвучал призыв к советским кондитерам придумать детишкам дешевый шоколад. Эта идея претворялась в жизни на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» два года, пока, наконец, свет не увидел молочный шоколад «Аленка». На этикетке была изображена маленькая девочка в платочке. Этот портрет производители шоколада «Аленка» в СССР нашли на обложке журнала «Здоровье» за 1962 год: там была сфотографирована 8-месячная Леночка Геринас (фото сделал ее отец Александр). В 1964 году "Красный октябрь" решил, что для нового шоколада "Аленка" необходима оригинальная обертка с фирменным портретом. Поначалу фирма шоколада «Аленка» в СССР выпускала это лакомство с разными изображениями. Была идея использовать для оформления "Аленушку" Васнецова, но произведение художника "обошел" портрет Елены Геринас.

Среди других изделий этой фирмы-производителя шоколада в СССР кроме «Аленки» значились «Сказки Пушкина», «Флотский», «Слава» и многие другие.

Посмотрите на фото конфет времен СССР производства фабрики «Красный Октябрь»:

Это «Раковые шейки», «Красная Шапочка», «Кара-кум», «Трюфели», «Олень», «Суфле», «Третьяковская галерея», «Искушение», «Сказка», «Ну-ка, отними», «Снежок», «Мир», «Конек-горбунок», «Изюминка», «Вечерняя», «Черноморочка», «Коровка», ирис «Золотой ключик» и др.

Производитель шоколада в СССР – Бабаевская фабрика

Главным конкурентом «Красного Октября» считалась кондитерская фабрика имени П. Бабаева («Бабаевская»). До революции это было предприятие купцов Абрикосовых, но после национализации в 1918 году ее руководителем стал видный большевик Петр Бабаев. Правда, руководил он недолго – всего два года (он умер в 37 лет от туберкулеза), но его имя увековечили в новом названии фабрики.

До войны она специализировалась на выпуске монпансье, ириса и карамели. А сразу после войны стала выпускать и шоколадную продукцию, причем очень скоро именно шоколад стал главным брендом этой фабрики. Среди самых ходовых ее товаров в СССР были такие названия шоколада, как «Вдохновение» (элитный шоколад), «Бабаевский», «Особый», «Гвардейский», «Люкс».

Здесь вы можете увидеть фото шоколада советских времен производства Бабаевской фабрики:



Шоколадные и другие конфеты времен СССР (с фото)

Среди конфет значились такие, как «Белочка», «Мишка на Севере», «Челночок», «Золотая нива», «Апельсиновый аромат», «Пилот», «Весна», «Буревестник», «Морские», «Ромашка», «Трюфели» и др.;, в коробках – «Белочка», «Визит», «Вечерний аромат», «Сладкие грезы» и др.

«Рот Фронт» выпускал конфеты следующих марок: «Москва», «Кремлевские», «Рот Фронт» (батончики), «Красная Шапочка», «Грильяж в шоколаде», «Золотая нива», «Караван», «Осенний вальс», «Лимон» (карамель), «Арахис в шоколаде», «Изюм в шоколаде» и др.

Фабрика «Большевик» была популярна своим печеньем: овсяным и «Юбилейным».

В Ленинграде функционировала кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской, которую открыли в 1938 году. Ее товарным знаком (или брендом по-сегодняшнему) долгое время были конфеты «Мишка на Севере», появившиеся на прилавках советских магазинов еще до войны – в 1939 году. Эта фабрика выпускала как шоколад, так и конфеты, среди которых большой популярностью пользовались конфеты «Жар-птица» (пралине и крем).

Как и шоколад в СССР, конфеты делились на дешевые и дорогие. К первым относились разного рода карамели, ко вторым – шоколадная продукция. Подавляющая часть советской ребятни чаще всего баловалась «карамельками», а разного рода шоколадные «вкусняшки» проходили через ее руки чуть реже в виду своей относительной дороговизны. Естественно, что шоколадные сладости всегда ценились в детской среде гораздо выше карамельных. В те далекие годы (60-70-е) самыми популярными карамельками были «Гусиные лапки», «Раковые шейки» (обе – с кофейными начинками), кисленький «Снежок», молочная тянучка «Коровка». Правда, последняя была дороговата для постоянного употребления – 2 рубля 50 копеек за килограмм, поскольку изготавливалась из цельного сгущенного молока и сливочного масла.

Гораздо доступнее были карамель «Дюшес», все тот же «Барбарис», «Петушки» на палочке (5 копеек за штуку), а также ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», которые тоже стоили дешево – 5–7 копеек за 100 граммов. В отличие от карамели «Монпансье» в металлической коробке – те были в дефиците. Как и другая карамель – «Взлетная», которая в продажу почти не поступала и раздавалась пассажирам, совершающим авиаперелеты для того, чтобы снять у них приступы тошноты.



Среди дорогих конфет – «Кара-кум» и «Белочка» (шоколадные, с тертым орехом внутри), «Птичье молоко» (нежное суфле в шоколаде), «Грильяж», «Песни Кольцова», «К звездам». Последние могли продаваться как в развес, так и в коробках – 25 рублей за коробку.

Какие еще были конфеты: «Арктика», «Игрушки» (карамель), «Караван», «Клубника со сливками», «Красная Шапочка», «Ну-ка, отними», «Ночка», «Снежок» (карамель), «Терем-теремок», «Южный ликер» (карамель), «Зоологические», «Школьные», «Золотая нива», «Молочный батончик», «Ананасовые».

Как видно на фото, шоколадные конфеты в СССР «с белой начинкой», пожалуй, можно было бы выделить в отдельный класс:

Были более дорогие конфеты – «Пилот» (фантик такой интересный, бумажка в сине-белую полосочку, посредине – фольгированная), «Цитрон» (начинка бело-желтая, со вкусом лимона, фантик заворачивался только с одной стороны), «Ласточка». Вафельные дешевле – «Наша марка», «Косолапый мишка», «Тузик», «Спартак», «Ананасные», «Факел». «Факел», продавался наразвес, без фантиков. Держался до последнего. Когда в стране окончился шоколад, начали делать «Факел» из соевого шоколада.

В перестроечные годы кондитерская промышленность, как и вся экономика, испытывала проблемы. Но в целом кондитеры достаточно безболезненно пережили распад Союза и переход к от плана к рынку. Кто-то благодарит за это старые традиции, заложенные еще в советские времена, кто-то считает, что росту производства сладкой продукции способствовал иностранный капитал, пришедший на отечественный рынок. Наверное, правы и те и другие. Но самое главное, конфеты, печенье и шоколад – это всегда вкусно.

Много ли мы знаем о том, чем сегодня занимаются некогда популярные торговые марки «Электроника», «Первомайская Заря», «Зенит» и другие? Некоторые предприятия с территории бывшего Советского Союза переквалифицировались и расширились после распада, кардинально изменив концепцию.

Колбаса Докторская

Колбасу докторскую впервые начал производить Микоян, в честь него позже назвали Московский мясоперерабатывающий комбинат им. А. И. Микояна. Нарком Анастас Иванович Микоян даже летал в Америку, перенимал опыт быстроразвивающейся промышленности.
В 1933 году на мясокомбинате начали работать 9 цехов, а колбаса по ГОСТу стала желанным продуктом на кухне советского человека. Десятки марок разработал Микоян и его сотрудники, среди них: «Любительская», «Чайная», «Брауншвейгская» и другие.


С 1998 году «Микоян» входит в холдинг «Эксима», инвестировавший в комбинат более 200 млн $. Это положительно сказалось на развитии предприятия: его переоборудовали, улучшили условия труда.
С 2004 года комбинат оснащен инновационным мясоперерабатывающим оборудованием, стоимостью 2 млрд руб.
В 2005 году «Эксима» совместно с «Микояновским мясокомбинатом» построили предприятие мирового уровня в Орловской области, селекционно-генетический центр свиноводства признан одним из лучших.

Рижский радиозавод имени А. С. Попова, ПО «Радиотехника»



На фото популярная радиола I класса «Ригонда» 1969 года. Заветные буквы «RRR» означали, что техника производства Radiotehnika. Такое название, кстати, компания получила лишь в 1941 году. Основной деятельностью с 1927 года является радио / аудиопроизводство. Компания находится в Риге, Латвия.
В СССР также было свое производство


На фото, например, выпуск первой серийной продукции – радиорелейной станции Р-401 «Ручей» на Омском производственном объединении «Радиозавод им. А. С. Попова». Функционирует с 1954 года.

Под маркой «Электроника» в СССР производилось множество бытовой техники



Компания, подарившая советским гражданам стильные часы (которые по слухам завод выпускает и сегодня небольшими партиями)и другую технику, существует до сих пор. Офис находится в Минске. Бренд входит в НПО «Интеграл». Занимается производством компьютерной техники, программного обеспечения.

Электробритва «Харьков» отметит свою 62-ю годовщину со дня выпуска в этом году



Производство началось после того, как Хрущев заказал одному из инженеров сделать бритву, подобную той, которая была привезена из-за границы. Советские инженеры выдали готовый продукт, который понравился потребителю. Именно такую бритву на Новый год Ипполиту вручила главная героиня фильма «Ирония судьбы».


Харьковский завод «Электробритва» пошел на слияние с механическим заводом, когда наступили трудные времена. Основной продукцией на долгие годы производства стали насосы и вентиляторы.


Однако в 2004 году была запущена новая линия производства, ассортимент расширился, появились торговые марки «Новый Харьков» и «Breetex».

Фотоаппарат «Зенит»

Ассоциируется с высоким качеством техники и уютом, ламповыми снимками и светом даже у тех, кто родился уже после распада союза


Оказывается, «Зенит» создавался на Красногорском заводе им. С.А. Зверева, построенном в 1942 году. Он находится в Московской области, его продукция использовалась в авиационном, космическом и медицинском приборостроительстве. Сейчас он входит в холдинг «Швабе», занимающийся оптико-электронной промышленностью.
После распада «Зенит» стали делать на экспорт


«Парижская коммуна» более 90 лет обувает Россию



Название появилось в честь памяти о французской революции. Производство располагалось в бывшей ткацкой мануфактуре купца Михайлова. На фабрике старались придумывать стильные и удобные пары обуви для советских граждан, постоянно экспериментировали. «Парижская коммуна» одной из первых запустила массовой производство.
После распада СССР название компании менять не стали, а развал никак не омрачил планы компании. Производство расширилось, появились зарубежные заказчики.
Сегодня «Парижская коммуна» входит в ЗАО «Московский орден Трудового Красного Знамени». Это холдинг, включающий несколько предприятий. На фирму трудится около 2000 человек. Создают разнообразную обувь на любой вкус, в том числе есть детские линии «Топотам» и «Элегами».

Швейная фабрика «Большевичка»



Существует с 1929 года в Москве. На предприятии шили обмундирование для армии, преимущественно занимались производством мужской классической одежды в 50-60 годы.


Трудные времена фабрика пережила довольно просто и быстро, а в 2000-х появились новые бренды: премиум-класса «Нестор Меланье» и молодежной линии «Клуббер».

Швейная фабрика «Первомайская»



Всем нам знакомы бренды, которые притворяются иностранными, а на самом деле производятся в России. Так вот «Первомайская заря» стала одним из них. Сейчас расскажем подробнее.
Фабрика располагается в бывшей женской рукодельной школе, которую организовала императрица Мария Александровна.
Крупное швейное предприятие в Санкт-Петербурге появилось в 1926 году. Изначально выполняло заказы для фронта: белье и плащ-палатки. Позже, расширяясь и реконструируясь, закупая новые швейные машины, владельцы создали ОАО «Мэлон Фэшн Груп».


В 1993 создана первая российская марка одежды ZARINA. В 2009 компания запустила бренд LOVE REPUBLIC, а в 2010 бренд befree запустил мужскую линию одежды.