Меню Рубрики

Функции цвета в детском рисунке. Визуальная психология: подсказка по детским цветопредпочтениям

Рисунок для ребенка является не совсем искусством, а скорее речью, а цвета выражением эмоционального настроения. Рисование дает возможность ребенку выразить то, что в силу своего возраста он не может высказать словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем «каракулям», которые он рисует всеми доступными ему средствами, которые способны оставить след на бумаге.

Дети могут комбинировать левый и правый массивы вместе. Примерно до четырех лет ребенок может писать обеими руками - обе руки примерно одинаковы. Обычно, однако, одна рука постепенно становится предпочтительной в течение третьего года, поэтому картина начинает иметь асимметричный вид. На рисунках хорошо развита латеральность. Заццо отмечает, что, когда ребенок достигает стадии, когда он может нарисовать профиль, правая рука рисует профили, смотрящие влево, а левша - наоборот.

Важно понимать, что когда ребенок рисует фигуру, он на самом деле рисует себя. Первая идея ребенка о его теле является своего рода разрушенным образом, только с течением времени он приобретает непосредственное знание образа своего тела в целом. Когда ребенок начинает осознавать свою физическую схему, он начинает рисовать себя.

Когда у ребенка есть выбор, это позволяет сделать очень много полезных наблюдений, одно из самых очевидных – это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет, в первую очередь, о психоэмоциональном состоянии ребенка на момент рисования.

Когда ребенок из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, в самом раннем возрасте он может еще не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. Каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

Определенная классификация также может быть выполнена в соответствии с прочностью на растяжение. Ребенок, который испытывает недостаток в самооценке, пугается, и у него есть недостатки, тонкие, слегка заостренные линии, изображение часто распространяется и иногда помогает правителю. Напротив, сильные линии привлекают детей агрессивными. У уравновешенных детей есть сила шины под контролем. Если вы делаете свое произведение часто перекрещивающимся и гуммирующимся, это может указывать на его низкую самооценку или попытку подавить то, что может возникнуть.

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже достаточно опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать «волшебные истории», сказки, где все может быть совсем другим, не как в реальном мире.И если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырехлетний ребенок уже заставляет задуматься. Почему?

Когда ребенок рисует, он обычно что-то говорит. Когда он разворачивается, играйте, дети рисуют отдельные фигуры. Особенно важным является порядок, в котором отдельные персонажи входят в рисунок, потому что ребенок показывает свое отношение к ним. Во-первых, обычные персонажи мультфильмов, которые не безразличны к нему, их отношение к ним также выражает, как вы делаете их с бумагой «победить».

Геометрия чертежа Лист бумаги можно разделить по вертикали на две части - левая панель представляет прошлое, истинное будущее. Макет поверхности бумаги также указывает на ссылки времени и указывает на отношение к родителям - левая сторона символизирует отношение к матери, то есть к прошлому; средняя часть присутствует; правая сторона - это отношение к отцу, то есть прогресс, будущее. Кроме того, левая сторона интровертирована, истинное будущее, экстраверт, иногда власть. В такой двумерной системе каждое направление имеет какое-либо значение.

Швейцарский психолог М. Люшер разработал психологические характеристики цвета.

Каждый из цветов в детском рисунке имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий цвет – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый цвет – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный цвет – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый цвет – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый цвет – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый цвет – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный цвет – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый цвет – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Но нельзя однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия, или хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

По его словам, линии указывают на мистику. Нисходящие пути раскрывают материалистическую сторону. Граничные зоны сами по себе содержат свойства этих двух соседних полюсов. Все эти зоны происходят от точки или указывают на одну точку. Этот момент является центром, представляющим я. Направление движения указывает на интроверт субъекта, а центрифугирование его экстраверта. Модели автомобилей на бумаге в любом месте, как правило, соответствуют двум типам детей. Нежный, чувствительный ребенок рисует кривые, но если он рисует только кривые, его можно считать определенной незрелостью.

Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. Для правильной трактовки детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?

Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия:

«светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий».

Напротив, реалистичные и предприимчивые дети часто используют ремни и углы. Если вы контролируете свою импульсивность, это баланс между рулями и кривыми. Если подавляющее значение придается горизонтальным колесницам, это показывает психологические конфликты. Если ребенок отдает предпочтение верескам и крошечным пятнам, он показывает свою тревожную заботу. Как и в случае с шрифтами, размер рисунка очень важен по отношению к размеру бумаги. Независимо от того, что вы заполняете в своей статье, он нестабилен.

Уравнившаяся дочь помещает ваше произведение в середину газеты. С другой стороны, субъект, у которого много проблем, эксцентрично размещает произведение искусства. Рисунок, нанесенный слишком высоко на гордость, рисунок ниже - признак стабильности - ее автор, вероятно, «твердо стоит на земле». Интересная связь также может быть найдена между линиями и чувствами. Если бы нам приходилось иметь дело с силой прилива, мы бы поняли, что прилагательные, такие как резкие и сердитые, сильно изображены, а прилагательные - мягкие или спокойные.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.

Вот почему мы должны иметь дело с интенсивностью линии, особенно если вы рисуете больше персонажей или только одного персонажа, но вы можете получить неприятные места. Символизм рисования Под этой фразой мы подразумеваем отношения, которые можно проследить между определенным образом изображения и определенным типом личности. В основном, однако, этот символ не может быть неизменным и точным, потому что все зависит от контекста.

Сегодня эффекты цветов известны - пастельные цвета используются для успокоения и расслабления, поощрения и вкуса некоторых машин с яркими цветами. Было даже обнаружено, что в красных телефонных кабинетах люди обычно заканчивают разговор рано, а в синем они склонны продлевать его. Выбор и использование цвета нельзя отрицать психологической ценности, но интерпретация результата также должна учитывать возраст автора. Отсутствие цвета во всех произведениях искусства или только при обработке определенных тем раскрывает эмоциональную пустоту, иногда социальные тенденции.

Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

При использовании цвета используются его различные свойства - интенсивность, плотность, расстояние и оттенок. Все эти элементы определяют ценность той или иной части произведения. Например, сочетание определенных цветов действует гармонично, а другие, с другой стороны, шокируют от их хрипоты, расхождения и показывают наиболее частые эмоциональные нарушения. Дети используют цвета двумя способами - либо имитируя природу, либо позволяя им вести свое невежество, и это больше всего говорит о личности и мыслях.

Прежде чем мы перейдем к интерпретации отдельных цветов, мы все равно увидим, если вы окажетесь слепым цветом. Тогда этот символ, естественно, потеряет смысл. Но теперь ближе к индивидуальным цветам: красный - до шести лет ребенок нормален при использовании только красного цвета. В случае больных детей красный цвет не имеет такого оттенка. После шестого года он показывает тенденцию к агрессии и недостаточный контроль над эмоциями. Синий - также используется детьми младше 5 лет. Эти дети отличаются от детей, которые используют красный, а не более, контролируя их поведение.

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом.
Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

Еще несколько слов о цветах (тут главное помнить, что эти характеристики применяются для тех цветов, которые наиболее часто превалируют в рисунке ребенка):

Использование синего цвета в возрасте шести лет показывает, что ребенок хорошо адаптирован. Однако, если он использует только синий цвет, он показывает самоконтроль. Зеленый - использование сопоставимо с синим и отражает довольно социальные отношения. Желтый - желтый часто используется один или в сочетании с красным. Иногда это показывает чрезмерную зависимость ребенка от взрослого. Браун - как и другие темные, тусклые цвета, коричневый цвет отражает плохую семейную и социальную адаптацию ребенка и различные конфликты.

Этот регрессивный цвет также популярен среди детей. Фиолетовый - этот цвет является признаком беспокойства, а маленькие дети используют его только изредка. Он используется в основном в периоды сложной адаптации. Черный - Происходит в любом возрасте и проявляет некоторую степень беспокойства. Иногда он свидетельствует о своей богатой внутренней жизни. Символизм черный является странным в период полового созревания, когда он выражает недоступность и стыд в проявлении эмоций. Устойчивый субъект, который хорошо адаптирован, использует большинство из четырех-шести цветов.

Голубой цвет — символ мечты, свободолюбия и беззаботности. Этот цвет любят выбирать мальчики. Родителям стоит знать о том, что скорее всего они воспитывают будущего летчика или моряка;
-розовый цвет — такому ребенку просто необходимы тактильные ощущения. Старайтесь его часто обнимать, целовать, гладить. Такой ребенок робкий и очень нежный;
-оранжевый — дети любят веселиться, шалить, громко крича при этом. Их очень сложно успокоить. Чаще всего таких детей считают врунишками и притворщиками;
-белый — поскольку белый цвет на самом деле включает в себя весь цветовой спектр, то у таких детей очень противоречивый характер;
-морская волна — данный цвет говорит о перенапряженности нервной системы.

Во время своего развития тот же объект не будет использовать одни и те же цвета. Иногда приходится проходить через период без цветов или наоборот очень красочный. В интерпретации рисунка цвет не является абсолютной величиной, но в целом четкие, теплые цвета показывают баланс, в то время как темные цвета проявляют тенденцию к печали, тревоге или сопротивлению кому-то или чему-то. Бледные оттенки выражают эмоциональный дисбаланс или плохое здоровье.

Еще один интересный момент заключается в том, что экстраверт использует много четких цветов, в то время как интроверт или барьер ограничен одним или двумя цветами. Депрессивные люди рисуют печальные, мрачные оттенки. Его рисунок может рассказать нам о личности и характере ребенка, потому что, когда ребенок рисует дом, он рисует его как фигуру, и через него выражается конструкция его самого. При интерпретации мы смотрим как на наш собственный дом, так и на его окрестности, будь то на картинке или нет.

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.

Чаще всего ребенок рисует обычный, обычный дом и отображает только основной край. Дом красиво расположен посередине, с открытыми окнами и несколькими дверями, рассказывающими о дружелюбном, живом и открытом ребенке. Окрестности дома, как правило, ненавязчивы и гармоничны. Однако, если дом небольшой, ребенок не использует всю область бумаги, окна маленькие или полностью отсутствуют, а окружение выровнено отдельными элементами или большими деревьями, показывает рисунок нарушений эмоциональности: между шестым и восьмым годами, безумием и привязанностью к матери, и одиночество, в период полового созревания в проявлении чувства и чувствительности.

Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Интерпретация рисунков: сюжет

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.

Когда в доме полно бумаги или «перекрытий», очень вероятно, что маленький художник желает любви или адаптации. Дома в стиле замка - идеальное убежище, тупой внешний вид обычно указывает на то, что ребенок чувствует себя под давлением семьи, которая чувствует себя как ограничение собственной свободы. Во всех возрастных категориях одинокий, недоступный дом, который не имеет двери, окружен слишком высоким забором или не ведет путь, признаком неудачи и потери. Окна, как правило, открываются, а дети до шести лет рисуются по обеим сторонам серой рядом с стеной.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов — не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки — это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Это явление называется наполнением. Вы не можете представить себе пустое пространство до этого возраста, поэтому изображение максимально полно. Для детей старше шести лет окна по бокам могут указывать на задержку в психическом развитии и восприятии пространства или серьезных эмоциональных волнениях. Он ведет к двери дома, а в потревоженных детях он может быть ослеплен, окрашен в черный и красный цвет. Наиболее распространенными являются две дымоходы. Некоторые эксперты видят присутствие в нем матери и отца.

Дети, родители которых не живут вместе, обычно показывают два дома - отвкув и матку. Интересны рисунки дома, в котором дети воспитывались в детских домах. Эти дети склонны покрывать всю область бумаги и окружают дом автомобилями, самолетами и парашютами. Помимо дома, она рисует ребенка о том, что происходит. Вся картина странная и разрозненная. Из этого следует, что этим детям трудно сконцентрироваться на символе, который на самом деле ничего не значит для них, в то время как такие элементы, как автомобиль, самолет или природа, ближе к ним, хорошо известны.

Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.

Синий — цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета — признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый — передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.

Рисунок молодой мамы на тему «Бессилие» практически состоит из зеленого цвета:


Красный — эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый — активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый — ощущение нежности, чувствительность.

Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:


Серый — состояние смутной тревоги.

Черный — указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:


Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: «А фиолетовый цвет — он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?» К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный - яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака .

Значение размера рисунка

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки — это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих — он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции («твёрдо стоит на ногах»).

Нажим и расположение элементов рисунка.

Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим — это высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу — с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные. Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию («всё валится из рук»).

Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, — как в интерпретации теста «Звезды и волны». С другой — сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте «Рисунок несуществующего животного». Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.

Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля — это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность — среда, в которой мы живем. В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.

Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную — слева.

Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.

Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом — пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке. На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод. Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.


Помните, что главное при интерпретации рисунка — это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость , страх, одиночество — что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте — сюжет, а на третьем — графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.