Меню Рубрики

Выставка «Поставщики Двора Его Императорского Величества. Выставка "Поставщики Двора Его Императорского Величества" в ЦДХ - отчёт

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .

Дата и время начала: СБ 27 октября, 13:00

К ак конкурировали купцы и промышленники Первопрестольной, расскажут в рамках проекта «Биржа торгов». Узнать прошлое столицы через призму экономики смогут участники проекта «Поставщики Москвы: история в лицах». Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Рынок закупок не существует и никогда не существовал сам по себе. В структуре экономики государства или отдельно взятого региона ему отведена особая роль. Необходимость в поставках товаров и оказании услуг была задолго до принятия Федерального закона № 94 и создания контрактной системы. Историки считают, что такое явление, как государственные закупки существуют на протяжении более трёхсот лет. Знать их историю необходимо, чтобы понимать, как развивалась экономика столицы и кто был её движущей силой. Цикл исторических лекций, который пройдёт в пространстве «Биржа торгов», будет представлять интерес для широкой аудитории – от школьников и студентов до сегодняшних предпринимателей», - сказал Владимир Ефимов.

К участию в проекте в качестве лекторов он пригласил москвоведов и всех, кто интересуется историей столицы и готов делиться своими знаниями. В числе первых на приглашение откликнулись москвоведы объединения «Я покажу тебе Москву», сообщил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Проект является открытым, поэтому в качестве лектора может выступить любой москвовед, чьё выступление соответствует теме проекта и будет представлять интерес для широкой аудитории. Идею взглянуть на прошлое столицы через призму экономики уже поддержали представители объединения «Я покажу тебе Москву». На первой лекции проекта «Поставщики Москвы: история в лицах» можно будет узнать, какой была конкуренция в дореволюционной столице, как на неё можно было влиять, каким был наивысший знак качества и что необходимо было для того, чтобы стать его почётным обладателем» , - сказал Геннадий Дёгтев.

  • как возникло почетное звание Поставщика Двора Его Императорского Величества;
  • кто самые известные поставщики продуктов к императорскому столу;
  • какие знаменитые кондитерские фабрики Москвы поставляли шоколад на завтрак императору;
  • кто придумал сайки с изюмом.

Участие бесплатное , первую лекцию провела Руководитель проекта Светлана Зубакина (Пиховкина) , сайт проекта - http://mos-tender.com/historical

русский купец

В сорокалетнем возрасте, в 1863 году, основал семейную компанию - небольшой ликеро-водочный завод, на улице Маросейка в Москве.

Из-за ограниченных возможностей, присущих любой начинающей компании, около двух лет завод выпускал чистый спирт и вина небольшими партиями, но уже через несколько лет, все усилия талантливого русского предпринимателя были вознаграждены постоянно растущим кругом постоянных клиентов, а отличное качество товара стало эталоном для продукции конкурентов.

Выдающимся триумфом Шустовых стало присуждение их фирменному коньячному напитку Гран-при Международной выставки в 1900 году в Париже и право употреблять в этикетках на бутылках наименование - коньяк .

Здесь талантливый предприниматель также применил нетрадиционный подход. Заранее на один из винокуренных заводов в город Коньяк во Франции был отправлен младший Шустов, он трудился там и постигал все нюансы производства французского коньяка, которые он сообщал Николаю Леонтьевичу. Тот, в свою очередь, применил все тонкости на практике и инкогнито представил на всемирный показ свое творение. За этим знаменательным событием последовали высшие награды в Глазго в 1901 г., Турине в 1902 г., Лондоне в 1903 г., Париже в 1904 г., Льеже и Милане в 1905 г., Бордо в 1907 г., Париже и Лондоне в 1909 г., Неаполе 1910 г., Турине в 1911 г.

Из полицейской хроники

“…Сего 1864 года, октября месяца, 13-го числа въ трактире «Испанiя» былъ задержанъ городовымъ Алексеевымъ Петромъ и препровожденъ въ 8-й околотокъ студентъ Московской коммерческой академiи Пращевскiй Петръ. Сей молодой человекъ, 22 летъ отъ роду, обвиняется въ томъ, что онъ, будучи въ нетрезвомъ состоянiи, зашелъ въ трактиръ и потребовалъ отъ полового принести ему бутылку шустовской водки. Половой, Андрей Смирновъ, сказалъ, что таковой водки сейчасъ нету и предложилъ принести другую, на что Пращевскiй началъ ругаться и ударилъ Андрея Смирнова по лицу, после чего былъ схваченъ подоспевшимъ городовымъ и препровожденъ въ околотокъ.

На вопросъ о причине драки студентъ Пращевскiй заявилъ, что былъ рассерженъ обманомъ вывески трактира, на которой было написано, что это одно из лучшiхъ заведенiй въ городе, въ то время какъ заведенiе, въ которомъ не подаютъ шустовскую водку, которую онъ, Пращевскiй, считаетъ лучшей водкой въ мiре, никакъ не можетъ считаться лучшимъ. Въ соответствiи съ уложенiемъ о гражданскiхъ наказанiяхъ на студента Пращевского Петра былъ наложенъ штрафъ 3 рубля въ пользу Смирнова Андрея.

Студентъ Пращевскiй былъ освобожденъ изъ-подъ стражи подъ поручительство Тихомiрова Ивана 14-го октября 1864 года, состоящего приказчикомъ при торговомъ доме «Шустовъ и сыновья». Темъ же Тихомiровымъ Иваномъ были оплачены штрафныя счета, наложенныя на Пращевского”.

Основы состояния

Шустов Леонтий Архипович в 1802 году поселился в Москве, служил дьячком в церкви Николая Чудотворца в Кошелях на Пресне, женился на купеческой дочке и записался в третью купеческую гильдию. Леонтий Шустов славился своим страстным увлечением к собиранию рецептов (предписаний) старинных русских наливок и настоек, коих во множестве сохранилось в монастырях и у рачительных хозяек; изготовлял их, совершенствовал, изобретал сам. Толстые книги с рецептами и стали главным его наследством подросшему сыну Николаю, будущему основателю Товарищества “Н.Л. Шустов с сыновьями”.

Несмотря на временные неудачи, империя Шустовых шла вперед. Они использовали оригинальную, легко узнаваемую упаковку и бутылки, даже сейчас, при серьезном развитии технологий в полиграфии и дизайна, есть чему у них поучиться. В нынешнее время изготовлением этикеток занимаются специалисты типографий. Стали возможными различные способы печати: , и , .

Печать этикеток в типографии EGF подразумевает использование всех имеющихся технологий с использованием различных видов бумаг, включая самоклеющиеся бумаги и пленку. Во времена Шустовых этикетки были преимущественно шрифтовые прямоугольной или овальной формы, выбора бумаг не было. Поэтому нововведения, внесенные Шустовыми в виде символа - колокольчика с золотым тиснением и нетрадиционного, по тем временам, оформления этикеток, выгодно отличали их продукцию на фоне конкурентов. Трудно представить себе большие тиражи этикеток в то время, но сегодня, заказать этикетки в можно любым тиражом.

Большие доходы Шустовы получали от производства водок и своих фирменных настоек: «Зубровка», «Спотыкач», «Запеканка», «Ерофеич», «Рижский бальзам», «Рябина на коньяке», «Мандариновая», «Кавказский горный травник» и многие другие.

Блестящий взлет в 1912 году увенчало звание Поставщика Двора Его Императорского Величества . Этому предшествовала история редкой решительности со стороны инициативного купца. На праздновании Пасхи во дворце, он добился чести быть приглашенным в числе приближенных особ.

Как только в зал вошел Николай 2 , Шустов, не обращая внимания, что нарушает дворцовый этикет, бросился ему навстречу с подносом, на котором стояла рюмка коньяка собственного изготовления. Императору ничего не оставалось делать, как только, дабы не обидеть предприимчивого подданного, отведать коньячку.

С началом Первой мировой войны, деятельность Шустовской империи пошла на спад - была запрещена продажа алкогольных напитков. 20 июня 1914 года был закрыт Одесский коньячный завод, а позднее, когда коньячные заводы были национализированы специальным декретом большевистского правительства, братья Шустовы, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, были вынуждены переработать неприкосновенный запас коньячных спиртов столетней выдержки.

В смутное время октябрьского переворота и в период становления нового правительства России братья Шустовы не покинули страну. Николай Николаевич Шустов умер 19 января 1917 года, Сергей Николаевич Шустов работал в Центросоюзе, а Павел Николаевич Шустов в 1927 году выпустил книгу «Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды».

Неподражаемый стиль продвижения своего товара произвел желанный эффект. Он занял четвертое место среди мировых производителей коньяка и первое средь наливок и ликеров. Среди которых известные многим: Рябина на коньяке , Рижский бальзам , Зубровка , Сливянка . Несомненно, главенствующая роль принадлежит безупречным характеристикам алкогольной продукции. Во все времена качество было решающим, когда речь шла о продолжительности существования дела. А во времена Шустовых «Имя купеческое» имело значение большее, нежели финансовые ресурсы.

Деятельность немецких оружейных мастеров Шафов в Санкт-Петербурге

Одним из самых известных династий оружейников в Златоусте, а затем и в Санкт-Петербурге, была семья мастера-оружейника Вильгельма Николаса Шафа, приехавшая в Россию в 1814 году. В первые годы В. Н. Шаф занимался позолотой клинков, его сын Людвиг Шаф - художественной и объёмной протравкой рисунков на клинках, а младшие сыновья - Иоганн и Фридрих являлись их помощниками и специализировались на лакировке кожаных ножен для холодного оружия.

Оружейный магазин украшенного оружия Шафов располагался на первом этаже дома №7 по Невскому проспекту. Фотограф Булла 1900 г.

По контракту немецкие мастера Шафы должны были обучать русских учеников художественному оформлению изготовляемого холодного оружия. Однако спустя некоторое время Шафы обнаружили, что им самим приходится учиться у своих учеников композиционному художественному изображению рисунка на изготавливаемом ими оружии, которому ранее они научились у своих заводских художников. И хотя В. Н. Шаф по-прежнему возглавлял отделение украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике, с начала 1818 года он практически уступил своё руководство художественным оформлением оружия бывшему ученику Ивану Бушуеву.
Добросовестно выполнив все принятые на себя обязательства по контракту с руководством Златоустовского завода, В. Н. Шаф принял решение об увольнении с завода и переезде для дальнейшей работы в Санкт-Петербург. По Высочайшему соизволению Вильгельму Николасу Шафу разрешили открыть в Санкт-Петербурге свою фабрику украшенного оружия. 26 августа 1823 г. немецкий оружейный мастер Вильгельм Николас Шаф со своей семьёй покинули город Златоуст.
После нескольких неудачных попыток аренды помещений в различных местах Санкт-Петербурга в марте 1824 г. семья Шафов наконец нашла подходящее место для создания оружейной мастерской. Таким местом стал дом № 3/3 на 14-й линии Васильевского острова.
Во дворе этого дома располагалась одноэтажная пристройка, которую Шафы приспособили под оружейную мастерскую. В созданной оружейной мастерской сначала работало 13 специалистов, а несколько позднее, когда пристройку расширили, количество работающих увеличилось до 17 человек.

Для проживания семьи В. Н. Шаф избрал дом в центре Петербурга на улице Гороховой № 31. А в сентябре 1824 г. в нём же был открыт и магазин для продажи оружейной продукции мастерской

Для проживания семьи В. Н. Шаф избрал дом в центре Петербурга на улице Гороховой № 31 (владелец Яковлев). А 12 сентября 1824 г. в квартире № 3 этого дома был создан и магазин для продажи оружейной продукции мастерской.
Создавая высококачественную оружейную продукцию, отец трёх сыновей Вильгельм Николас Шаф надеялся стать мастером Двора Его Императорского Величества и иметь на входной двери мастерской изображение российского государственного герба (двуглавого орла). И вот 19 августа 1824 г. долгожданная мечта сбылась - семья Шафов получила Высочайшее разрешение занять в С. - Петербурге должность оружейных мастеров Императорского двора. Они стали оружейными мастерами Двора Его Императорского Величества. Однако неоднократные последующие просьбы В. Н. Шафа о разрешении поместить на входной двери оружейной мастерской государственный герб России оставались без ответа.
Вильгельм Николас Шаф вынужден был обратиться к министру финансов России Е. Ф. Канкрину с просьбой помочь ему в получении разрешения размещать на входной двери оружейной фабрики изображение российского герба. Е. Ф. Канкрин направил своё ходатайство в Департамент, откуда вскоре пришло сообщение, которое Егор Францевич Канкрин переслал Шафам: «Департамент „Мануфактур и внутренней торговли“ 1 сент. 1824 г. сообщает правила тем, кому дозволено или кто хочет иметь на своих изделиях и вывесках изображение Государственного герба России:
1. Надписи на изделиях своих фирм необходимо изображать российскими, а не иностранными литерами.
2. Ежегодно доставлять в Департамент „Мануфактур и внутренней торговли“ через местное Губернское начальство ведомость по установленной форме о действии своей фабрики.
3. Департамент „Мануфактур и внутренней торговли“ считает необходимым оповестить о таковом распоряжении господина Шафа В. Н».

Дальнейших решений опять не последовало. Лишь 3 сентября 1827 г. в семью Шафов пришло радостное известие. Из царских апортаментов поступило долгожданное сообщение о том, что император Николай I разрешил оружейному мастеру Двора Его Императорского Величества Н. Шафу заменить старую вывеску на входе в оружейную мастерскую новой с изображением российского государственного герба.

Клыч офицерский Лейб-гвардии Уральского Казачьего полка российского Императора Николая II. Мастерская «Шафъ сыновья». Начало XX века

В первой четверти ХIХ в. использовался герб с опущенными крыльями, а со второй четверти ХIХ в. стали изображать орлов с поднятыми крыльями. При этом на крыльях орла наносились изображения щитов с титульными гербами княжеств России. Третья разновидность государственного герба Российской империи была утверждена в 1895 году.
Производство оружия в мастерской Шафов постепенно разрасталось. В 1849 г. Василием Васильевичем Шафом (будучи немецкими подданными, в России Шафы называли себя русский манер) на Большой Мещанской улице в доме № 44, (ныне Большой проспект Петроградской стороны № 44) была основана фабрика металлических изделий.
В этот же период времени были созданы и оружейные магазины Шафов: в Спасском переулке дома № 3 и в Новом переулке дома № 7.
19 августа 1867 года решением императора петербургской оружейной фирме «Шафъ и сыновья» было присвоено новое звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В этом же году были построены новые оружейные цеха Шафов, которые находились в Нарвской части Петербурга (в расположении 10 и 11 рот Измайловского полка).
Кроме того, в период 1889–1903 гг. успешно функционировал оружейный магазин Шафов, расположенный на Невском проспекте в доме № 7.
Однако на этом организационно-строительная деятельность Шафов в Санкт-Петербурге не завершилась. В 1899 году на набережной канала Грибоедова в доме № 69 была размещена их велосипедная фабрика «Мастеровой».
Создание украшенных образцов холодного оружия в Петербургской мастерской Шафов шло весьма успешно. Существенно увеличивалось и количество заказчиков холодного оружия. Высокий профессионализм Шафов и их добросовестное отношение к делу способствовали созданию высокохудожественных образцов украшенного оружия, что существенно повышало деловой авторитет изготовителей.

Шафовская велосипедная фабрика и оружейный магазин, созданные в 1899 г. размещались на набережной канала Грибоедова в доме № 69

Сабля драгунская офицерская обр. 1841 г. с надписью «За храбрость» и знаком ордена Св. Георгия (Золотое оружие). Мастерская «Шафъ сыновья» 1857 г.

Вскоре у руководства мастерской появилось желание расширить площадь мастерской и оснастить её цеховое оборудование более современной техникой. С этой целью Шафы обратились к петербургскому архитектору В. Ф. Розинскому с предложением разработать проект здания для мастерской с увеличенной площадью и более удобным размещением цехов. В 1898–1899 годах по этому проекту (на старом месте Большого проспекта Васильевского острова на 14 линии в доме № 3/3) был построен новый пятиэтажный дом с эффектным угловым эркером и оригинальным шатровым украшением в верхней части здания. Организационные меры, предпринятые руководством мастерской, позволили не только улучшить бытовые условия, но и активизировать производство украшенного оружия.
С 1910 года Шафы стали использовать в своих целях и «Доходный дом», расположенный на 3 линии Васильевского острова в доме № 6.
Несколько позднее изменилось и месторасположение оружейного магазина шафовской мастерской. Вместо прежнего магазина на Невском проспекте в доме № 7 с 1903 до 1915 г. он располагался на Большой Конюшенной улице в первом этаже дома № 25.
9 января 1905 г. в оружейной мастерской Шафов произошел непредвиденный случай. После разгона массового шествия группы демонстрантов под предводительством студента университета Л. Д. Давыдова в мастерскую «Шаф и сыновья» ворвались бунтовщики и разгромили её. Из неё была изъята значительная часть холодного оружия, которую бунтари стали применять в стычках с полицейскими. Это принесло Шафам не только существенные убытки, но и большие неприятности.
После Вильгельма Николаса Шафа руководителями оружейной художественной мастерской в Петербурге до 1915 года были его дети, внуки и правнуки. К своему глубокому сожалению, авторы статьи не сумели отыскать архивные документы, которые бы позволили им точно расставить по очерёдности и годам владельцев оружейной мастерской Шафов. На базе найденных архивных материалов удалось составить лишь примерную схему сменяемости руководителей оружейной мастерской.

Владельцы оружейной мастерской «Шаф и сыновья» в петербургский период (1823–1915 гг.).
1. Вильгельм Николас Шаф (с 1823 до 1825 г.),
2. Людвиг Вильгельм (с 1825 до 1834 г.)
3. Иоган Вильгельм (с 1834 до 1840 г.)
4. Иоган Вильгельм, Фридрих Вильгельм (с 1840 до 1870 г.)
5. Густав Фердинанд (с 1870 до 1887 г.)
6. Вильгельм Густавович и Густав Густавович (с 1887 до 1910 г.)
7. Густав Густавович и Фердинанд Густавович (с 1912 до 1915 г.)

В связи с началом Первой мировой войны в России усилились антинемецкие настроения. В 1915 г. на Совете монархических съездов председатель фракции правых в Государственной Думе профессор Левашов С. В. выступил с заявлением о немецком засилии. Многие немцы-промышленники продавали свои производства и покидали Россию. В справочнике «Весь Петербург» о Шафах упоминается только до первых месяцев 1915 года. Семья Шафов переселилась в Болгарию, где они проработали до 1931 года и вернулись в Германию.

В статье использованы изображения предметов из книги И. П. Суханова «Шедевры клинкового оружия».

Стать поставщиком товаров для царя было непросто. Кандидату нужно было за 8 лет "испытательного срока" доказать достоинство своего товара. Многие бренды стали знаменитым благодаря тому, что их качество оценил император и его семья.

Звание придворного «Поставщика» и форма знака были введены в начале царствования императора Александра II в 1856 году. С 1862 года избранным фабрикантам, художникам и ремесленникам разрешается употреблять государственный герб на своих вывесках и изделиях.

Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей

Это одно из старейших московских предприятий, сейчас - кондитерская фабрика им. П.А. Бабаева. В 1804 году бывший крепостной Степан Николаев по прозвищу Оброкосов появился в Москве, где основал кондитерское заведение. Товарищество стало поставщиком Двора Его Императорского Величества в 1899 году. Особое внимание Абрикосов уделял рекламе. Только в 1891 году на нее было потрачено 300 тыс. рублей. Кондитер заполонил своими листовками весь город.

Автомобили Руссо-Балт

К маю 1913 года автопарк Николая II состоял из 29 автомобилей. Среди них были автомобили "Руссо-Балт", качество которых подтверждалось участием в многочисленных ралли.

С 1909 года их начал выпускать Русско-Балтийский вагонный рижский завод. Вскоре "Руссо-Балт" дебютировал в автопробеге Санкт-Петербург - Берлин - Прага - Рим - Неаполь - Везувий. В январе 1912 года специальная спортивная модификация С 24-50, управляемая Андреем Нагелем и Вадимом Михайловым, взяла "Первый приз маршрутов за дальность" и "Первый приз туризма за выносливость" на ралли Монте-Карло, пройдя 3500 км по зимним дорогам.

"Руссо-Балты" славились своей безотказностью, и крупные заказы на них поступали от военного ведомства. Вскоре отдел автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода был назван Поставщиком двора Его Императорского Величества.

Швейные машин Singer

На наш рынок американская компания Singer вышла еще в 1860-е годы через генерального европейского дистрибьютора немца Георга Нейдлингера – с головным складом в Гамбурге и 65 «дилерскими» центрами в России. В 1897 г. было основано акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер». А затем успехи российских продаж побудили руководство Singer задуматься над созданием в России собственного производства.

В 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» (к которому скоро прибавился тогдашний «знак качества» – надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества»). Эти машины не только широко расходились по России, но и экспортировались в Турцию и на Балканы, а также в Персию, Японию и Китай. К началу Первой мировой войны завод ежегодно выпускал 600 млн. машинок. Их продавали напрямую в 3000 фирменных магазинах, а также по системе «товар почтой».
О широте охвата дореволюционного российского рынка говорит один примечательный факт. Один из сыновей знаменитого ювелира Фаберже, Агафон Карлович, был страстным филателистом.

Узнав, что петербургское представительство Singer переезжает по другому адресу, он сообразил, как стать обладателем одной из самых полных в мире коллекций редких земских марок. Фаберже-младший предложил компании бесплатно вывезти ее огромный и вроде бы уже никому не нужный архив, который занимал два железнодорожных вагона. Основу его, как легко догадаться, составляли письма-заказы из российских городов и весей с наклеенными на конверты марками. Позже сын Агафона Олег Фаберже безбедно жил на проценты с заложенной в одном из швейцарских банков коллекции отца, которая в конце концов ушла с аукциона за 2,53 млн. швейцарских франков.

Производитель алкоголя Шустов Н. Л.

Николай Леонтьевич Шустов добивался этого звания в общей сложности 38 лет. Он вошел в историю как создатель русского коньяка высшего качества. За 20 лет службы предприниматель скопил состояние, позволившее ему открыть в 1863 году небольшой водочный завод. В 1880-м он купил участок земли на Большой Садовой, куда перевел свое предприятие.

К концу XIX века ассортимент продукции стал отличаться разнообразием - зубровка, мандариновая наливка, кавказский горный травник, ликеры русских степных трав и крымский. Уникальный взгляд Шустовых на продвижение своей продукции перевернул сознание российского потребительского рынка XIX века.

До него рекламодатели обращались к обществу как просители, Шустов же научил сыновей требовать. Через своих знакомых Николай Леонтьевич нашел нескольких студентов, которые за хорошую плату ходили по кабакам и требовали везде подать именно «шустовскую водку». Студентам разрешалось даже немного подебоширить – на сумму не больше 10 рублей.

Их заработком был процент от заказов, поступивших на фирму от «окученных» ими предприятий общественного питания и пития. Таким образом, за короткое время все московские кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки.

Эйнем сотоварищи

В 1850 году в Москве появился немецкий подданный Теодор Эйнем, который открыл на Арбате мастерскую по изготовлению конфет. Его компаньоном стал Юлий Гейс. Предприниматели неплохо заработали на поставке сиропов и варенья в русскую армию в годы Крымской войны, что позволило им в 1867-м построить фабричное здание на Софийской набережной, напротив Кремля.

В 1878 году, после смерти основателя, фабрика досталась Гейсу, но сохранила название "Эйнем" (ныне "Красный Октябрь"). Предприятие выпускало около 20 видов продукции, особой популярностью пользовались "сладкие корзины" для невест. В 1913 году компания получила титул "Поставщик Двора Его Императорского Величества".

Водочный магнат Смирнов

Особой славой пользовалась компания Петра Арсеньевича Смирнова, который в 1862 году на небольшом водочном заводе на Пятницкой улице приступил к собственному производству алкогольных напитков.
Наибольшую популярность среди потребителей приобрело столовое вино "N 21", а также настойка "нежинская рябина". Эти изделия помогли фирме приобрести право изображения Государственного герба и звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича".

Cтоимость произведенной за год продукции достигала 17-20 млн. рублей. Налог, который поступал в казну с предприятия Смирнова, равнялся половине довоенного бюджета российской армии.

Торговый дом "Братья Елисеевы"

Торговый дом "Братья Елисеевы" был создан в 1857, а в 1874 году он уже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Смелой задумкой Григория Елисеева было создание сети магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин.

Первые крупные "Елисеевские" магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. В московском "Елисеевском" открылось пять отделов: бакалейный, кондитерский, колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара и самый большой фруктовый отдел. Гастроном познакомил жителей столицы с заморскими деликатесами: из Прованса привозилось особое оливковое масло, там продавались французские трюфели, устрицы, кокосовые орехи, бананы.

Помимо заморских продуктов здесь продавались лакомства со всех концов России: окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, лучшая икра. В "Елисеевском" был представлен огромный выбор чая и кофе. "Елисеевский" не был магазином исключительно для состоятельных покупателей, помимо деликатесов здесь можно было приобрести продукты по обычным ценам.

В гастрономе очень строго следили за качеством продукции. Зарплаты сотрудников были очень высокими, но и требования соответствующие. Помимо огромного выбора товаров "Елисеевский" отличался огромным спектром своих производств. Здесь были пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также было налажено производство варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и др.