Меню Рубрики

Родной город гете. Гёте, Иоганн Вольфганг фон это.

Творческий путь Гете, охвативший шестьдесят пять лет, ознаменовался созданием высочайших образцов поэзии, прозы и драматургии, тесно связанных с немецкой культурной традицией и достигших общечеловеческой духовной и эстетической значимости. Эта разнонаправленность является одним из свидетельств универсальности и пластичности гетевского гения.

Наконец, ключарь истолковано как слабость и неудачи, которые, с моей точки зрения, является богатство и возможность будущей научной работы Гете: Дело в том, что их наука преждевременная попытка осознать, что единство гармоника до уровня объективно расколотого человечества.

Исследователь истории науки Диего Санчес Мекка видит в Гете человека, глубоко и честно одержимого, чтобы проникнуть в секрет «мобильного порядка» жизни и предложить живой синтез необходимости и свободы; гуманист, который неустанно ищет теоретическую модель, способную схватить идеальные закономерности во временном становлении метаморфоз форм. Чтобы поддержать это утверждение, Санчес Мека напоминает нам, что великий немецкий писатель посвятил много времени научным наблюдениям и экспериментам, а также литературе, и он помнит, что существует четырнадцать томов, что гигантское издание полных работ Гете посвящает себя своей научной работе.

Творческое становление писателя протекало под влиянием движения «Буря и натиск», которое выразило протест против несправедливого общественного устройства и стремление к освобождению от «отцовских» догм и норм, сковывавших естественное духовное развитие молодого поколения. Центральным в этом движении было понятие «бурного гения», олицетворением которого стал молодой Гете. Важное значение для начинавшего поэта имело и его общение с Гердером, внушившим ему идею неразрывной связи художественного творчества с национальной народной культурной традицией.

Если он добавлен, говорит Санчес Мекка, то, что в пятидесяти томах писем и в тридцати семи газетах упоминание о науке является постоянным, мы можем иметь приблизительное представление об усилиях и преданности Гете этому область знаний. Фактически, Гёте практиковал наблюдение и исследование природы от молодости к смерти.

Санчес Мека останавливается, как и другие исследованные авторы, в скудном резонансе научной деятельности Гетеана в свое время и в нашей стране и приписывает этот факт нескольким факторам, а также самой неудачной истории его интерпретаций непониманием и односторонностью, а также наличие в его научной работе тенденции «переводить понимание наблюдаемых явлений в их идеальную сущность», например, утверждая, что преобразование идеальной модели растение и его превращение во все возможные варианты растительного мира не могут быть понятны, кроме как через интуицию.

Путь Гете к вершине мировой литературы начался со стихов, сочинению которых он предавался еще в годы ранней юности. В течение жизни им было написано около 1500 стихотворений. Раскрывая разные грани богатой личности поэта и отражая разные этапы его внутреннего развития, лирика Гете являет собой своеобразную летопись его духовной автобиографии.

Это вложило вклад Гёте под меткой «идеалистической морфологии». Если недоброжелатели научной работы Гёте приписывают своей работе сверхнаучные мотивы и квалифицируют ее как романтическую метафизику, поэтому стерильную в области науки, ее сторонники вместо этого указывают на вклад Гёте в сравнительную морфологию, которая один из путей, которым следуют современные исследования. Санчес Мекка решительно показывает свое предпочтение гетеанской работе, поскольку в своем предварительном исследовании мы слышим более благоприятные голоса, чем отрицательные голоса.

Во второй половине 1870-х годов Гете пробует силы в многообразных литературных жанрах. Всеевропейскую славу ему приносит близкий к сентиментализму роман «Страдания юного Вертера», написанный от лица тонко чувствующего, мечтательного и глубоко одинокого юноши, покончившего жизнь самоубийством из-за несчастной любви. Письма Вертера к другу и фрагменты из его дневника, из которых состоит роман, представляют эмоциональный «конспект» событий, раскрывающий трагическую жизненную неустроенность героя, наделенного богатым душевным потенциалом, которому, однако, не суждено реализоваться.

Хансен, Вильгельм Тролль, Доротея Кун и Тимоти Ленуар, а также более поздние из них, чтобы создать образ, который мне кажется более современным и справедливым из Гёте. Это образ прекурсора, который привлекает Санчес Мекку де Гёте. Среди возможностей настоящего и будущего, которые признаны Гете, является обоснованность его изложения гомологии листьев, которая сегодня является консолидированным принципом сравнительной морфологии высших растений; научная ценность их ботанических исследований, особенно тех, которые связаны с расположением репродуктивных органов растений и их влиянием на теорию частичной прорастания; реинжиниринг предшественника гетеанской концепции органического целого, а также концепция научной процедуры как вывод разнообразия из единственной формы; и, наконец, ожидание Гете к некоторым из важнейших событий современной теории науки.

Переезд автора «Вертера» в Веймар совпал с его отходом от «Бури и натиска», к тому времени уже проявлявшего признаки исчерпанности. Для Гете этот отход означал переход от замкнутого на внутреннем мире творчества к художественному познанию объективной реальности. Десятилетняя государственная служба в Веймаре отодвинула литературную деятельность на второй план, но даже в таких условиях Гете урывал часы для творчества. В этот период он, в частности, работал над романом «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», в котором рассказал об усилиях героя создать национальный театр в Германии. Образ Вильгельма во многом отличался от пассивного меланхоличного мечтателя Вертера: Мейстер был выписан как энергичный, деятельный, стремящийся принести пользу обществу молодой человек.

По мнению Санчес Мека, экологические цели, которые видят в научной работе Гёте свой предшественник и его фундамент, есть, по мнению Санчес Мека. Часто научная работа Гёте была связана с тенденциями, доктринами и убеждениями, такими как Герметизм, Мистицизм, Алхимия, Платоновский идеализм, Неоплатонический пантеизм, Додарвинский эволюционизм и пост-романтическая натурфилософия. Он никогда не определял себя как философа природы, но как Натуршауэр, созерцатель форм, захваченных как в своей конкретности, так и в гармонии, которая их объединяет.

Вскоре по возвращении из Италии Гете вступил в период так называемого «веймарского классицизма». Начало этого этапа ознаменовалось появлением, в частности, цикла «Римские элегии», выразившего настроение упоения земными радостями, а также воспитательного романа «Годы учения Вильгельма Мейстера», в котором был изображен герой, познающий мир, преодолевающий свои умозрительные представления о действительности и приобретающий мудрую человечность в отношении к людям. Материал с сайта

Подход Санчес Мека оказывается более скрупулезным, менее категоричным, чем подход Мануэля Сакристана; есть попытка понять более щедрые и менее абстрактные. Оценка науки Гёте, ее правдивость, определяется Сакристаном только с изучением истории опровержения Оптики Ньютона, а Санчес Мекка пытается охватить комплексный прием исследований Гете, изучение некоторых моментов его производства. Поэтому важно прояснить использование Гете концепций, таких как клинок, сжатие, расширение, геостиг и различные обозначения, как эмпирические, так и идеальные или трансцендентальные.

Главным достижением веймарского периода, как и всего литературного творчества Гете, стала трагедия «Фауст», в которой воплотились итоги его духовных и художественных исканий, важнейшие открытия просветительской мысли XVIII в., а также культурный опыт всей эпохи. Позаимствовав образ Фауста из предыдущей литературно-театральной традиции, Гете придал ему мощное философское значение, символическую объемность и титанический размах, благодаря чему тот вырос в фигуру, олицетворяющую самый дух новой европейской цивилизации.

Проблематичным ядром всех идей Гете для его критиков и комментаторов является его концепция отношения между идеалом и эмпирикой. Поэтому цель состоит в том, чтобы определить, верит ли Гете и проводит экспериментально-экспериментальную науку или, наоборот, интуитивную и спекулятивную науку. Однако такое обсуждение является бесплодным, заключает Санчес-Мекка, потому что Гете считает.

Для него он проявляется только в становлении. Поэтому между частным и общим не может быть никакого отношения логического подчинения, которое делает возможным использование как метод дедукции или индукции, а только отношение символического представления, которое открывает перспективу беспрецедентной методологической проблематики.

По сути, Гете заложил фундамент всей последующей немецкой литературы, проявил возможности синтеза разных национальных культурных традиций и внес весомый вклад в утверждение основ западного гуманизма. Предсказав дальнейшее формирование всемирной литературы, он своим творчеством проложил ей путь и явил собой пример писателя мирового масштаба.

Отношения Штейнера с работой Гёте начинаются очень рано в юности. После нескольких лет чтения литературных и научных трудов Гетеана Штайнер опубликовал книгу, в которой он размышляет о возможности построения целостной эпистемологии из оригинального способа интерпретации действительности Гёте. Когда он начал эту работу, Штайнеру было всего 27 лет.

Его преданность этой работе возникла во время его пребывания в Веймаре второй книги, Гете и его видения мира, в котором, среди прочего, анализируется неоплатонизм Гете и его связь с развитием западной мысли; концепции о природе и развитии живых существ, в частности, их теория метаморфоза; гетеанская концепция мира цвета; идеи Гёте об эволюции Земли и атмосферных явлений, а также интерпретацию, которую Гегель сделал для работы Гёте. Указывая на единодушное согласие о важности Гёте для понимания немецкой и общечеловеческой культуры, Штайнер утверждает, что, когда дело доходит до его исследования, панорама - другая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • творчество гёте
  • характеристика творчества гетте
  • реферат о гете интересные материалы
  • значение творчества гете
  • творество гете

Иоганн Вольфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe ) (1749-1832) - крупнейший немецкий поэт и универсальный гений немецкой литературы. Своё творчество он называл "фрагментами огромной исповеди". Автобиографические его произведения, в том числе "Поэзия и правда" (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; "Путешествие в Италию" (Italienische Reise), отчёт о поездке в Италию в 1786-1788; "Французская кампания 1792" (Die Campagne in Frankreich 1792) и "Осада Майнца в 1793" (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также "Анналы" и "Дневники" (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, - все были опубликованы в твёрдой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде её автора.

Отсутствие понимания гетеанской науки заключается в том, что почти все, опубликованное на научных трудах Гёте и Шиллера, органически не возникло из его концепций, но было поставлено апостериор по отношению к ним. Говорят, что у Гете не было научного смысла; что его философская способность была обратно пропорциональна поэтической. Однако, по мнению Штайнера, интерпретации природы Гёте лежат в основе глубокого философского смысла, «хотя он не поднимается до сознания в виде некоторых научных теорем», и хотя он не дает нам систематического набора строгой философии с которыми он работал.

Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. "В отца пошёл суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу - нрав всегда живой / И к россказням влеченье" (пер. Д.Недовича), - писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжёлая болезнь вынудила его прервать учёбу, он уже овладел приёмами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранён был стихотворный сборник "Аннетте" (Das Buch Annette, 1767), посвящённый Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия "Капризы влюблённого" (Die Laune des Verliebten, 1767).

И Удо Руксер указал на то, что Штайнер подтверждает и углубляет решительным образом: неразрывное единство между поэтом Гете и исследователем Гете, а также необходимость знать его научную работу, чтобы глубоко понять поэзию: Невозможно окунуться в глубины из гетеанского искусства, не зная наблюдений натуралиста Гете. Кроме того, Штайнер указывает на большое значение Шиллера для понимания исследований Гёте. Из произведений Шиллера как «Письма об эстетическом воспитании человечества», «Наивной» и «Сентиментальной поэзии» Штайнер «излагает» очень оригинальным способом интерпретировать работу Гёте, основанную на себе, свой особый способ наблюдения мир.

В Страсбурге, где в 1770-1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700-1766) и теоретиками Просвещения.

В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744-1803), ведущим критиком и идеологом движения "Бури и натиска", переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т.Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал "Гётца фон Берлихингена" (Götz von Berlichingen) и, используя шекспировские "уроки", начал работу над "Эгмонтом" (Egmont) и "Фаустом" (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убеждённость Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убеждённость стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как "Свидание и разлука" (Willkommen und Abschied), "Майская песнь" (Mailied) и "С разрисованной лентой" (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в "Фаусте", "Гётце", "Клавиго" и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обручённой с другим, - часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолётного увлечения.

Тип умственной операции, применяемой к объекту или наблюдаемый, должен определяться самим объектом или самим собой. То есть собственный внешний мир немецкого поэта выводит метод наблюдения, который ему подходит. Таким образом, видение Гете о мире является самым многогранным, которое можно себе представить: часть центра, расположенного во всей природе поэта, и отражает в каждом случае грань, которая соответствует природе рассматриваемого объекта. Метод наблюдения реальности будет получен не от ума наблюдателя, а от природы наблюдаемого.

В Гёте главное - его способ созерцать мир, его метод работы перед миром, на который Штайнер называет конгруэнтную универсальность. Но цель Штейнера - не создать образ непонятого, забытого научного человека; это также не повторение научных результатов Гёте, чтобы подчеркнуть слепоту этой забывчивости. Фактически, в этом смысле Штайнер категоричен: «Я разделяю мнение Дю Буа-Реймона, что даже без Гёте наука будет там, где она есть сегодня, и что шаги, которые ему удалось предпринять, были бы даны, поздно или рано, другими».

Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775-1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества - неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее - государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провёл, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода "Бури и натиска" отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жёстче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой "тройки" - Катулла, Тибулла и Проперция.

На самом деле, что его интересует, что для него важно, - это охарактеризовать цель, следственный импульс немецкого художника, «саму ориентацию его духа», «проверить его возможное применение к нашей современной реальности», в мире мысли, чувственности Гёте, поскольку это может быть плодотворным для нашего времени.

Не, конечно, изолированные открытия, возникшие на протяжении всей его научной работы, такие как открытие межчелюстной кости у человека. Эти факты никогда не были самоцелью, говорит Штайнер, но это нужно было сделать, чтобы подтвердить идею Гёте о явлениях природы. То есть на растении и в животном во всей природе можно понять нечто, недоступное простому наблюдению за чувствами, называть его моделью, идеей или архетипом. То, что физический глаз способен воспринимать в организме, не является следствием живого целого, образованного взаимодействием законов образования, которое могут воспринимать только глаза духа.

Многочисленные служебные обязанности Гёте серьёзно препятствовали завершению начатых им крупных произведений - "Вильгельма Мейстера" (Wilhelm Meister), "Эгмонта", "Ифигении" (Iphigenie) и "Тассо" (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717-1768).

К критике того, что такая концепция может пробудиться и которая действительно проснулась, Штайнер отвечает, что они являются продуктом неспособности понять, что идея, невидимая, сверхчувственная, является объективной частью вещей, как то, что можно воспринимать с помощью чувств.

Этот особый способ познания и понимания реальности, диалектический, инклюзивный, недвойственный, приводит к другой цели научной работы Гёте: созданию общей концепции природы. Он хотел показать, что все отдельные ветви познания природы: естественная история, естествознание, анатомия, химия, зоология, физиология и т.д. должны быть объединены на службу высшей концепции, чтобы объяснить формы и процессы живых существ, включая человека. Он хотел быть новой наукой, общей морфологией организмов. Такой проект не приносил плодов, но мне кажется, что такая стимулирующая идея каким-то образом не живет в нынешней междисциплинарности между науками.

По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешёл к "оседлому" образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала "Оры", и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические "Ксении" (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в том числе "Римские элегии" (Römische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил "Годы учения Вильгельма Мейстера" (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795-1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в том числе "Алексис и Дора" (Alexis und Dora), "Аминт" (Amyntas) и "Герман и Доротея" (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов "Беседы немецких эмигрантов" (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая "Сказка" (Das Märchen).

Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались - Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман "Избирательное сродство" (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал "Западно-восточный диван" (West-östlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и её стихи органично вошли в "Диван". Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи "Западно-восточного дивана". Те же качества проявляются в "Разговорах в прозе и в стихах" (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen), "Орфических первоглаголах" (Urworte. Orphisch, 1817), а также в "Разговорах с И.П.Эккерманом", опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал "Вильгельма Мейстера" и "Фауста".

Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

"Гётц фон Берлихинген с железною рукою" (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, даёт яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы "Клавиго" (Clavigo, 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К.Бомарше; в противоположность "Гётцу" это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой "Эгмонта" (Egmont, 1788) - нидерландский штатгальтер (наместник) времён Филиппа II, казнённый испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода - главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приёму прибег и Шиллер - так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. "Ифигения в Тавриде" (Iphigenie auf Tauris, 1787) - поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живёт чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют её человеколюбие. "Торквато Тассо" (Torquato Tasso, 1790) - потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, - реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман "Избирательное сродство" (Die Wahlverwandtschaften, 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.

Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах "Страдания молодого Вертера" (Die Leiden des jungen Werthers) принёс автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюблённости Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части - незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюблённый в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.

Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счёт непревзойдённого искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в её таинственном Творце - своего рода часовщика, в событиях жизни - набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений - торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.

Вильгельм Мейстер - главный персонаж гётевской дилогии "Годы учения Вильгельма Мейстера" (Wilhelm Meisters Lehrjahre) и "Годы странствования Вильгельма Мейстера" (Wilhelm Meisters Wanderjahre). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа - "Театральное призвание Вильгельма Мейстера" (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, написана в 1777-1786) - обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актёрского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1795-1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг "Театрального призвания" вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет своё воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. "Годы странствования", написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены "Годы учения". Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьёй и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.

Фауст - центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть - за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, - главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827-1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.

Два великих антагониста мистериальной трагедии - Бог и дьявол, а душа Фауста - лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, - дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.

Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ - созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстаёт художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены - брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, - встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует её, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, - завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.

Влияние "Фауста" на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с "Фаустом" не сравнится ничто, а по цельности композиции - разве что "Потерянный рай" Мильтона и "Божественная комедия" Данте.