Меню Рубрики

«Жили-были овощи». Конспект занятия по развитию речи

по теме: «Овощи и фрукты»

Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

Расширить знания детей о картофеле и капусте;

Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».

Отгадывание загадок.

Материалы к занятию .

Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты

Корзина для овощей, ваза для фруктов;

Жетоны (в форме фруктов и овощей);

Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;

Ход занятия.

Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

Что у вас получилось?

Как одним словом можно назвать эти картинки? овощи а у вас фрукты)

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах)

Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.

2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.

3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.

В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

1 Задание. Отгадай загадку.

Загадка для команды овощей

1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

А теперь для фруктов:

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – иди ищи.

Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Овощи ваша загадка

5. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь сладко.

Фрукты, внимание, загадка для вас

6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

2. Задание. Кто больше назовет овощей.

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.

Начинает команда Овощей.

3 . Задание. Кто больше назовет фруктов.

Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.

Первой начинает команда Фруктов.

4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

- Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, варенники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.

А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)

Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.

Варенье из яблок – яблочное варенье

Из слив – сливовое варенье

Из персиков – персиковое варенье

Из абрикосов– абрикосовое варенье

Из вишни – вишневое варенье

Из груш - грушевое варенье

Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

Выдергали всю морковку, (наклоны)

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

Продолжаем нашу игру.

5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

Это стихотворение для команды «Овощи».

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

Стихотворение для команды «Фрукты»

Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Из чего хозяйка готовила суп?

5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка

Маленькая (что?) – редиска, морковка

Круглый (что?) – помидор, персик, горошек

Синяя – слива

Зеленый – огурец, помидор, кабачок

Сладкая – груша, морковка, слива.

Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

6. задание. Игра «Доскажи словечко».

Слушает и отвечает команда «Овощи».

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)

«Фрукты»

И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)

«Фрукты»

Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

«Фрукты»

Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

Ор-ор-ор сорвали красный …помидор

Ец-ец-ец съели вкусный …огурец

Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан

Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.

7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»

3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

Вот и закончилась наша игра-соревнование.

Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала 14 очков, а команда «Фрукты», посчитаем….14 очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

А какие задания оказались для вас самыми интересными?

Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

На этом занятие законченно.

Наталия Зорина
Тематическая неделя «Овощи, фрукты» старшая группа

Планирование воспитательно-образовательной работы.

Тема недели : «ОВОЩИ , ФРУКТЫ » .

Цель тематической недели : Обобщить и дополнить представления детей знания детей о фруктах , овощах . Формирование у детей привычки следить за чистотой фруктов и овощей перед их употреблением. Акцентировать внимание детей на особенности фруктов и овощей , влиянии их на организм человека.

Итоговое мероприятие : Презентация «Овощи и фрукты » .

День недели

Дата Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Групповая , подгрупповая Индивидуальная работа Образовательная деятельность в режимных моментах

10.10.16. Понедельник Утро Беседа со всеми детьми о пользе фруктов и овощей в нашей жизни .

Настольно печатные игры : «Сложи фрукты » , «Что лишнее»

Д/и «Чудесный мешочек» , «Где растет» , «Узнай фрукт » . Учить узнавать фрукты и овощи на ощупь .

Трудовая деятельность в уголке природы. Полить растения-важность полива и степень орошения для разных типов растений, повторить понятия «влаголюбивый, засухоустойчивый»

Артикуляционная гимнастика «Грибок» , «Вкусное варенье» Инд. раб. по ФЭМП с Варей, Захаром, Иваном Б., Лизой : Рассматривание и сравнение по форме, цвету, размеру овощей и фруктов . Учить решать логическую задачу на установление закономерностей Рассматривание иллюстраций «Овощи и фрукты » (закрепление и расширение представлений о дарах осени) .

НОД №1Познавательное развитие 9.00

«Еда вкусная и полезная – Что растёт на грядке?» Л. А. Парамонова стр. 112

Интеграция о/о : познавательное, речевое развитие Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определённой последовательности (на примере получения сахара, приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни, подводить к пониманию того, как нужно правильно питаться. С Ксюшей, Кирой, Лизой,Захаром, Соней.

НОД № 2 Музыка 9.35-10.00 (по плану муз. руководителя)

НОД №3Развитие речи (худ. лит.) 15.30-15.55 Заучивание И. Белоусова «Осень» В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» , стр. 37

Интеграция о/о : познавательное, речевое развитие Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Учить эмоционально воспринимать стихотворную форму, развивать поэтический слух. С Женей, Ксюшей, Полиной, Людой, Лизой, Соней

Игры, подготовка к прогулке. Прослушивание аудиозаписи «Что нам Осень принесла»

Рисование и штриховка (фрукты – овощи ) Пальчиковая гимнастика "Хозяйка"

Прогулка Наблюдение за живой и неживой природой. Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза) ; что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки) . Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадка : Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осенний листопад)

Подвижные игры «Платочек» - закрепление правил, выполнение их. Цель : учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. «Тише едешь, дальше будешь» - умение контролировать свои действия.

Трудовые поручения. Собрать упавшие ветки (безопасность) .

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Индивидуальная работа по развитию движений :

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

6. Самостоятельные игры с выносным материалом.

(Соня, Кира, Ксюша, Иван Б., Захар)

Экспериментальная деятельность : Взять на прогулку три прозрачных баночки. Насыпать в них песок, землю, глину (в каждую отдельно, налить воду и размешать. Песок быстро оседает, глина долго находится в воде, а в земле видны корешки. Познакомить со свойствами песка и глины.

Ситуативный разговор о том, как "Как поделить игрушку?» - обсуждение ситуации, необидные словесные формы выражения отказа, обыгрывание, применение в общении.

Возвращение с прогулки, обед Продолжать учить детей последовательно раздеваться, аккуратно складывать вещи в свой шкафчик.

КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать) . За обедом продолжать учить доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливание. Ходьба по массажным дорожкам. Цель : укреплять здоровье детей.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин » Учить детей описывать выбранный товар словами, ролевой диалог.

Свободные игры детей в центре строительно-конструктивных игр. Закреплять умение детей вырезать круги способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. (овощи , фрукты )

Егора, Матвея Л., Лизу, Киру, Захара, Женю. Выставка тематических картинок по теме «Овощи , фрукты » с целью поощрения речевой активности детей при обсуждении картинок друг с другом, направленной на самостоятельную совместную деятельность детей в центрах активности

Прогулка Наблюдения на тему «Сезонные изменения» Цели : закрепить знания детей о смене времён года; уточнить представления об особенностях каждого сезона. Задание Лизе, Захару, Соне : «Узнай дерево по описанию» . Народная игра «Горелки» Цель : развивать умение ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга. Самостоятельная игровая деятельность. Игры с выносным материалом

Вторник Утро Беседа : ОБЖ «Вкусно и полезно» , о важности регулярного употребления овощей .

Рассматривание иллюстраций «Овощи »

Работа в экологическом центре. Цель : продолжать учить ухаживать за растениями в группе (поливать, протирать пыль с листочков) .

П/и «Кабачок»

Настольно-печатные игры : «Собери картинку» (овощи , фрукты ) Цель : закрепление и расширение представлений об урожае овощей и фруктов осенью .

Пальчиковая гимнастика «Фруктовые дорожки » . Индивидуальная работа по музыке с Лизой, Кирой, Соней, Ксюшей повторить слова песен и стихов к празднику Осени.

Речевая игра «Найди звук в слове» . Цель : закреплять умение выделять заданный звук в словах.

Игра «Рисование контуров овощей и фруктов , их штриховка»

Цель : развивать умение заштриховывать контур карандашом

НОД № 1 ФЭМП 9.00 – 9.25

Интеграция о/о : познавательное и речевое развитие. СЖеней, Соней, Захаром, Лизой, Кирой, Полей

НОД №2Аппликация. «Дары осени»

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова»Конспекты занятий ИЗО в старшей группе », стр. 9.

Интеграция :

Художественно - эстетическое развитие Продолжать учить самостоятельно вырезать разные формы из листа бумаги, сложенного вдвое или несколько раз. Воспитывать уважение к коллективному труду, учить работать согласованно. С Женей, Захаром, Егором, Соней, Кирой, Иваном Кор.

НОД № 3 Физическая культура (по плану физ. инструктора) 15.10 – 15.35

Игры, подготовка к прогулке. Игровая деятельность по интересам детей (настольно- печатные игры) - развивать у детей самостоятельность, активность, формировать умение интересно и с пользой проводить досуг. Чтение стихотворения Ю. Тувим «Овощи » .

Прогулка Наблюдение за работой дворника. Цели :

расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду. Какие орудия труда нужны дворнику для работы?

Какую работу выполняет дворник осенью?

Для чего нужна работа дворника?

Как мы можем помочь дворнику?

Трудовая деятельность. Предложить детям подмести дорожки и веранду.

Подвижные игры «Кот и мыши» .

Цели : продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. «Платочек» . Цель : закреплять ловкость, быстроту бега.

Свободные игры детей на свежем воздухе с выносным материалом (лопатки, метёлки) . Развитие движений. Захаром, Матвеем Л., Лизой, Кирой, Иваном Б.

Цель : развивать навыки бросания мяча вдаль.

Возвращение с прогулки, обед Самообслуживание. Учить детей следить за внешним видом и поддерживать порядок в группе . Чтение стихотворения «Как варили суп»

С/и игры «Овощной базар » , «Магазин» . Обогащение личного опыта у детей. (муляжи овощей , весы, сумки, тележки-корзинки, кассовый аппарат).

Театрализованные игры. «Как варили суп» на имитацию движений. Цель : развивать воображение и пантомимические навыки.

Хороводные игры «Ручеёк» , «Что нам Осень принесла?»

Игра с пение «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой) .

Самостоятельная игровая деятельность детей в центре математического развития . Мелкая моторика : «вышивание» овощей и фруктов с Полиной , Юлей, Артёмом, Ксюшей, Кирой, Егором.

Исследовательская деятельность : рассматривание и сравнение предметов. (исследование кабачка) .

Проводить работу по нацеливанию родителей на продолжение работы по теме «Овощи , фрукты » .

Прогулка Наблюдение за перелётными птицами. Цели : закреплять знания детей о перелётных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым. Обучение Захара и Лизы метанию в цель. Дидактическая игра «С какой ветки детки» . Цель : уточнить знания детей о деревьях и семенах.

П/и «Третий лишний» , «Иголка, нитка и узелок» Цель : развивать ловкость, внимание, координацию движений.

Игры с выносным материалом

12.10.16 Среда Утро Беседа на тему : «Какие бывают овощи , как их выращивать?»

Проговаривание четверостишия.

Повторение названия овощей .

Д/и «Собери урожай» . Цель : продолжать учить различать овощи и фрукты .

Завтрак : формирование КГН : правильно сидеть за столом, придвигать стул ближе к столу, правильно держать ложку.

Артикуляционная гимнастика «Дует ветерок» , «Тепло – холодно» Индивидуальная работа по ЗКР : Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно. С Полиной, Людой, Лизой, Матвеем Л., Соней, Женей. Взаимодействие с родителями : привлечь родителей к изготовлению поделок из овощей .

Чтение стихотворения И. Белоусова «Осень»

Цель : продолжать заучивать стихи с детьми, развивать речь.

НОД № 1 Музыка (по плану муз. руководителя) – 9.00 – 9.25

НОД №2 Рисование (предм.) 9.35-10. 00

«Загадки с грядки» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 101

Интеграция о/о : Художественно -эстетическое развитие Учить передавать форму и характерные особенности овощей , создавать выразительные цветовые образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. С Егором, Кирой, Иваном Б., Захаром, Егором, Соней

НОД № 3 «Юный эколог» 15.30-15.55

«Для чего нужны семена» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 115

Интеграция о/о : познавательное, речевое развитие Формировать представления о плодах, их разнообразии и назначении; учит классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызвать интерес к исследовательской деятельности. С Варей, Людой, Иваном К. ,

Лизой, Артёмом

Игры, подготовка к прогулке. Разучивание пословиц. Яблоко на ужин – и врач не нужен. Зелень на столе – здоровье на сто лет,

Цель : воспитывать желание разучивать пословицы.

Загадывание загадок об овощах и фруктах .

Прогулка Целевая прогулка вокруг детского сада.

Наблюдение за деревьями.

Цель : напомнить о деревьях, растущих вокруг детского сада. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Трудовая деятельность. Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель : учить аккуратно, собирать и различать листья разных деревьев.

Подвижные игры : «Коршун и наседка» , «Кто дальше?» . Цель : учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.

Свободная игровая деятельность детей на прогулке Индивидуальная работа на развитие движений : с Миланой, Захаром,. Кирой, Соней, Женей, Егором

Цель : Учить стоять на носочках с закрытыми глазами, удерживая равновесие.

Возвращение с прогулки, обед КГН, навыков самообслуживания и взаимоотношения при одевании. Чтение и разучивание стихов и песен к осеннему празднику. Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед : закреплять знания о правилах поведения во время

обеда. Слушание аудиосказки «Осень на пороге» Н. Сладков

Вечер Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Нод№3 (см. план)

Слушание музыкальных произведений «Звуки осени» . Цель : учить оценивать музыку по характеру (грустная, веселая, какое настроение создает прослушивание музыкальных отрывков. Конструирование из бумаги : «Овощи , фрукты » Цель : учить детей конструировать из цветной бумаги овощи и фрукты . Развивать моторику пальцев, воспитывать желание трудиться сообща. Создание коллажа «Овощи , фрукты »

Самостоятельные игры в уголках по интересам. Сенсорное развитие. «Цветные камешки» . Цель : развивать мелкую моторику и гибкость рук, подвижность суставов. с Кирой, Егором, Иваном Кобз., Иваном Кор., Соней.

Развивающие игры :

Разгадывание путаниц, ребусов на тему «Овощи , фрукты » .

Цель : развивать память, речь, внимание.

Прогулка Наблюдения за природой осенью. Игра «Садовник и цветы» Цель : закрепить знание о цветах.

П/и «Кто быстрее до меня?» «Ловкая пара» Цель

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Четверг Утро Беседа «Почему могут быть опасны овощи и фрукты - формировать у детей представление о том, что употребление немытых овощей и фруктов , неправильное употребление в пищу фруктов с косточками может быть опасно, объяснить почему.

Дидактическая игры : «Назови одним словом» «Что лишнее?»

Речевые игры. «Один – много» .

Воспитатель показывает картинки с изображением какого – либо овоща (один и много) и просит назвать его.

Труд в уголке природы. Уход за комнатными растениями. Цель : закреплять навыки и умения, приобретенные ранее.

Артикуляционная гимнастика «Дует ветерок» , «Улыбка» , «Грибок» Художественное творчество : закреплять умение детей рисовать овощи и фрукты с Женей , Кирой, Захаром, Егором, Соней – Развивать мелкую моторику рук; внимание.

Опытно-экспериментальная деятельность с овощами . Красящие и косметические свойства овощей Цель : Познакомит детей с тем, что в овощах тоже есть сок , он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на ткань, то при высыхании жидкость оставляет пятно такого же цвета, как и сам овощ , его сок. Овощи обладают косметическими свойствами и их используют для приготовления косметики. Материал и оборудование : Овощи : свёкла, морковь, огурец, помидор, салфетки из ткани, влажные салфетки, пластмассовые стаканчики.

Настольно-печатные игры.

Сюжетные картинки.

Плакат «Овощи , фрукты »

НОД №1 Познавательное развитие «Почемучка» 9.00-9.25

«Путешествие на планету «Осенин»

«Путешествие по Фанталии» , стр. 44

Интеграция о/о : Речевое развитие Упражнять в умении группировать растения по месту их произрастания; правильно пользоваться обобщающими словами овощи , фрукты , грибы, ягоды. С Матвеем П., Полиной, Юлей, Женей, Захаром, Кирой.

НОД №2 Ручной труд 9.35-10.00

«Осенние картины» И. А. Лыкова «ИЗО деятельность в д/С» , стр. 58

Интеграция о/о : Художественно-эстетическое развитие Учить создавать сюжетные композиции из природного материала, развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранить её красоту в аранжировках и флористических композициях. С Егором, Кирой, Захаром, Егором, Соней, Женей.

НОД № 3 Физическая культура (на улице) 11.20 -11.40 (по плану физ. инструктора)

Игры, подготовка к прогулке. Чтение худ. лит. А. Плещеев «Осень наступила» , A. Барто «Морковный сок» .

Вспомнить пословицы об осени, повторить стихи и песни об осени.

Прогулка Наблюдение за небом, подбор определений.

Трудовая деятельность Коллективный труд в природе : Сбор опавших листьев. Использование носилок, граблей. Правила безопасности, взаимодействие, умение договариваться.

Подвижные игры «Платочек» - учить самостоятельно организовывать игру, выбирать водящего считалочкой. «У медведя во бору» -проговаривание слов игры, бег только после слов.

Самостоятельные игры детей с выносным материалом. Инд. работа «Кто дальше прыгнет?» Цель : развитие умение прыгать вдаль с Матвеем Пр., Соней, Кирой, Ксюшей, Ваней Кобз., Лизой.

Ситуативные разговоры с детьми, как вести себя в коллективе.

Цель : воспитывать заботливое отношение друг к другу

обед : упражнение «Мы едим» .

Чтение. Толстой Л. «Корешки и вершки» .

Цель : воспитывать желание слушать рассказы и сказки об осени.

Вечер Театрализованная деятельность Повторение инсценировки «Перелётные птицы» (план муз. рук.)

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин » . Цель : продолжать учить придумывать сюжет и обыгрывать его, использовать разные атрибуты (внести новый атрибут – кассовый аппарат)

Свободная игровая деятельность в центре художественного творчества (лепка, рисование, аппликация)

Просмотр мультфильма «Мешок яблок» Сутеев. Конструирование из бумаги овощей и фруктов (создание коллажа) с Лизой, Варварой, Ваней Кобз. Женей, Кирой.

хозяйственно-бытовой труд. Поручение – Протереть пыль в игровом уголке, постирать кукольное бельё.

Прогулка Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. П\игра «Лохматый пёс» -учить двигаться в соответствии с текстом, упражнять в беге. «Ловкая пара» Цель : развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Игровая деятельность детей по интересам.

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Пятница Утро Беседа с детьми на тему «Картины художников, которые рисовали осень» (натюрморты) Цель : рассмотреть репродукции художников, которые писали натюрморты, учить отвечать на вопросы воспитателя полными ответами, развивать активный словарь.

Д/и «Собери урожай» . Цель : продолжать учить различать овощи и фрукты , воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

Хороводные игры : «Огородная -хороводная» , «Ходит Ваня» Грамм Грамматический строй речи : КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель : закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

С Кирой, Захаром, Женей, Лизой, Соней, Юлей.

Пальчиковые игры : «Фруктовые дорожки » . «Штриховка в заданном направлении» .

Цель : продолжать учить штриховать фигуры в заданном направлении.

НОД №1 Развитие речи 9.00-9.25

«На улице две курицы…» (ЗКР)

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» стр. 99.

Интеграция о/о : Речевое развитие Уточнять и закреплять правильное произношение звуков С и Ц в словах и фразах. Учить различать их на слух, выделять голосом. Развивать речевое внимание, речевой слух. Закреплять обобщающее понятие «овощи » , «фрукты » . Учить подбирать определения к слову. Обогащать словарь выразительными словами и выражениями. С Кирой, Егором, Соней, Ваней Кобз., Соней, Лизой, Людой

НОД № 2 Рисование (сюжет.) 9.35-10.00

«Яблоня с золотыми яблоками»

Т. С. Комарова «Занятия по изо- деятельности» , стр.

Интеграция : Художественно - эстетическое развитие Учить рисовать развесистые плодовые деревья с ветвистыми кронами. Закреплять умение рисовать красками. Учить рисовать по всему листу; познакомить с законами перспективы, передним, средним и дальним планом. Учить С Женей, Кирой, Захаром, Лизой, Соней, Егором.

НОД № 3 Физическая культура 15.30-15.55 (по плану физ. инструктора)

Игры, подготовка к прогулке. Чтение художественной литературы. Носов Н. Огурцы.

Свободная деятельность в центре творчества (рисование, лепка, аппликация)

Прогулка

Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо» Цель : Развитие у детей способности объяснять сезонные явления : выделять характерные признаки дождя осенью. Обогащение словаря : дожди, туман, гроза, град. Трудовая деятельность Сгребание листьев в кучи и их уборка. Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

П. И. «Не упади» .

Самостоятельная деятельность детей на участке - игры с выносным материалом. Индивидуальная работа по развитию движений «Закати мяч» - прокатывание теннисного мяча в ворота. «Прыгни дальше» Цель : прыгнуть как можно дальше.

(Иван Бузун., Матвей П., Люда, Милана) .

Ситуативный разговор о правилах безопасного поведения при трудовой деятельности.

Возвращение с прогулки, обед Работа по воспитанию культуры поведения за столом в обед : закреплять знания о правилах поведения во время обеда.

Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании : побуждать помогать друг другу

при одевании.

Повторение стихов и песен об осени.

Вечер Гимнастика после сна.

С/Р игра : «Овощной базар » Цель : развивать умение детей договориться, вести диалог.

Совместный хозяйственно – бытовой труд «Мытье муляжей овощей и фруктов » .

Народные игры, хороводы «Ручеёк» , «Плетень»

Строительно – конструктивные игры. «Построим сад» развивать у ребенка творчество, мышление, пространственное воображение.

Чтение. Коркин B. «Что растет на нашей грядке?» Индивидуальная работа по конструированию из бумаги. Цель : закреплять умения складывать бумагу и делать простые поделки из бумаги. с Соней, Иваном Кобз., Ксюшей, Людой, Захаром, Егором.

Итоговое мероприятие : Презентация «Овощи и фрукты » .

Взаимодействие с родителями : Выставка творческих работ детей и родителей «Фруктовый сад » , «Наш огород» .

Прогулка Наблюдение за ветром. Продолжать учить определять силу ветра; Расширять знания детей о неживой природе. Подвижные игры : «Солнышко и Дождик» , «Воробушки и автомобиль» .

Игры с выносным материалом.

Конспект занятия "Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»" для детей 3-4 лет.

Цель. Познакомить детей с последовательностью действий взрослого, раскрыть цель труда как средства удовлетворения потребностей людей. Закреплять знания о названиях овощей, формировать обобщающее понятие «овощи». Упражнять в произношении шипящих.

Материалы. Натуральные овощи или картинки с их изображением (по числу детей).

Ход занятия

1-я часть:

На столе воспитателя нож, терка, кастрюля, тарелки, ложки, половник, супница, натуральные овощи.

Перед детьми – картинки с изображением этих же овощей или натуральные овощи.

Воспитатель. Сейчас я расскажу вам о том, как хозяйка задумала сварить для детей овощной суп. Что же она для этого приготовила? Сначала она пошла на базар и принесла целую корзину овощей.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свеклу.

(Во время чтения воспитатель показывает и называет каждый овощ.)

Что же она стала делать с овощами? Послушайте:

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

(Во время рассказывания воспитатель побуждает детей называть и показывать овощи.)

Что же ей понадобилось, чтобы покрошить все овощи?

Положила хозяйка все овощи в кастрюлю. Что же было дальше?

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла.

Как же они кипели? (Побуждает детей к звукоподражанию.) Пыхтели: пых-пых-пых, шипели: ш-ш-ш, свистели: с-с-с! И суп овощной оказался неплох! Для кого же она сварила такой вкусный суп? (Показывает картинки, предлагает детям рассмотреть накрытый стол.) Значит, хозяйка накрыла на стол – поставила что? (Показывает отдельные предметы посуды.) А теперь снова послушайте, как хозяйка задумала накормить детей вкусным овощным супом и что она для этого сделала.

Педагог повторно читает стихотворение, показывает картинки. Дети по картинкам называют предметы сервировки стола.

2-я часть:

Проводится подвижная игра.

Воспитатель. Теперь встаньте из-за столов. Пусть каждый возьмет себе одну картинку… Разойдитесь по всей комнате. Я буду хозяйка, а вы – овощи. Когда я буду называть какой-либо овощ, ко мне побегут дети, у которых в руках картинка с ним.

Воспитатель ходит по комнате, повторяя стихотворение: «Однажды хозяйка…» Проходя возле детей, предлагает вставать друг за другом ребят, имеющих в руках ту или иную картинку. Возможно, один и тот же куплет придется повторить дважды, чтобы собрать всех детей. Затем детям предлагается встать в круг.

Воспитатель. Вот у нас и получилась целая корзина овощей. А теперь сварим овощной суп.

Педагог читает стихотворение, начиная со слов «Накрытые крышкою…», и упражняет детей в звукопроизношении. Затем предлагает всем вместе повторить заключительные слова стихотворения: «И суп овощной оказался неплох!»

Если времени для игры на занятии не останется, игра проводится во время прогулки.

В старших группах появляется возможность формировать у детей знания о таких видах труда, в которых создаются материалы (например, кирпичи), о коллективном характере труда людей и его общественной направленности, формах организации, об отношении человека к труду и своим обязанностям. В целом последовательность передачи знаний о труде может быть представлена следующим образом:

Постановка цели (Что задумали?);

Выбор предмета труда, материала (Из чего будем делать?);

Отбор необходимого оборудования (Какие инструменты понадобятся?)]

Определение трудовых действий и их последовательности (Что будем делать? Что сначала, что потом?), получение промежуточных результатов (Что будет получаться по окончании каждого действия?);

Получение продукта, результата (Что получилось? Оценка соответствия результата намеченной цели?).

  1. Расширить знания детей об овощах. Учить сознательному, правильному, плавному чтению по слогам; соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
  2. Развивать произвольное внимание через упражнения в переключаемости и сохранении объёма внимания.
  3. Воспитывать положительную мотивацию в обучении.

Оборудование: картина “овощи”, магнитные буквы, закрытое название темы, книги с закладками, слова на карточках, зашифрованное слово, маски овощей, посуда, слова из слогов на доске, магнитофон, предметные картинки овощей и посуды.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Входим в класс на своё рабочее место по “пропускам”. Найди у себя карточку с такой же последовательностью букв: ОВЩОИ

(варианты : ВЩИОО и ОВЩОИ)

Составь из этих букв слово: овощи (на доске).

II. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на дыхание.

Представьте, что вы зашли на кухню, а там мама режет огурцы и вы чувствуете свежий огуречный запах:

И.п.: стоя.

  • Глаза закрыты, руки на диафрагме. Медленно вдыхаем носом, ощущая запах огурца. Резкий выдох - ртом. И так 3-4 раза.
  • Высматриваем огурцы: вытянуть шею (вдох ртом), наклонить голову вперёд вниз (выдох носом).
  • Стручок фасоли. Изобразим створки фасоли; челюсти спокойны на 1-2-3: стручок лопнул - движение нижней челюсти вперёд (на счёт 4).

Упр. для губ, щёк, языка.

  • Дети увидели тыкву: О-о-о-о! (под счёт до 6)
  • “Толстячки-худышки” (кочан капусты, горох)
  • “Лопата”. Язык внизу спокоен до 10 раз.
  • “Копаем картошку”. Кончик языка закрывает то верхнюю, то нижнюю губу.
  • “Ровная грядка в огороде”. Широко открыть рот, опустив язык за нижние зубы.
  • Разговор овощей в масках:

Помидор красивый, красный хвастается: ла-пу, па-лу.

Огурец обиженно: пы-по, пы-по

(Эта игра в парах.)
  • Произнести: Ох! Ах! шепотом, тихо, громко от имени бабушки, которая зашла в огород и увидела много красных помидоров.
  • Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Огородное пугало. Показать: вы испугались пугала. Изобразите огородное пугало и птицы его испугались.

Упражнение для глаз: выбери игрушку, которая тебе понравится.

  • Глаза следят за игрушкой, влево - вправо, верх - вниз.
  • Игрушку приблизить к носу, отодвинуть.
  • Крепко зажмурить глаза, открыть под счет.

III. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

Какой рассказ читали на прошлом уроке, кто автор, какие овощи выбирали на огороде, найти и прочитать о…(показ картинок огурца, лука, капусты).

Почему говорят:

“У капусты 77 одежек”?

2. Чтение рассказа: “Кто как одет”, “цепочкой” по одному предложению. Я рисую цепочку на доске из бусин, если вы ошиблись, то ниточка порвется.

IV. Физминутка.

Упражнение на внимание.

V. Сообщение тему, цели урока.

Прочитайте название стихотворения на доске. Ваша задача - читать слова правильно, четко, соблюдая интонацию в конце предложения.

VI. Работа над текстом.

1. Чтение учителем.

Какие овощи принесла хозяйка?

2. Словарная работа:

базар - место для торговли;

кипеть - бурлить;

крошить - раздроблять на мелкие части;

душный - тяжелый для дыхания;

горшок - округлый сосуд для приготовления и хранения пищи.

Найди среди этих предметов горшок (кастрюля, кувшин, горшок, чайник).

Встретились еще несколько трудных слов, Мы их прочитаем вместе.

Хозяйка - женщина, ведущая хозяйство.

Завели - это значит “начали”

Спор - разногласие.

Кипяток - это значит кипящая вода.

З. Чтение по частям по магнитофонной записи.

Дети следят указкой по тексту.

1 часть. Где была хозяйка? Какие овощи она принесла?

2 часть. О чем заспорили овощи?

З часть. Что сделала с ними хозяйка?

4 часть. Что приготовила хозяйка из овощей?

4. Самостоятельное чтение. Индивидуальная работа.

VII. Заключительная работа.

2. Чтение отрывка текста с 1/4 прикрытой нижней частью строчки (текст на доске).

VIII. Мини драматизация.

“Как зайцы морковь потеряли”.

Мы с тобой шли?

Морковку нашли

Я тебе ее дал?

Ты ее взял?

Где она?

Морковка.

Мы с тобой шли? и т. д.

Марина Петрова
Конспект НОД в старшей группе «Чтение произведения Ю. Тувима «Овощи»

Что это,ребята?Чьи-то следы на тропинке (на дорожке лежат осенние листочки) Куда же они ведут?Пойдем по дорожке,соберем осенние листочки и узнаем.

Зашагали детей ножки

ровно ровно по дорожке.

Что это (полянка,на ней что-то спрятано под салфетками) Узнаем,если отгадаем загадки :

На жарком солнышке подрос

и рвется из стручков (горох)

прежде чем его мы съели

все наплакаться успели (лук) .

И зелен,и густ

на грядке вырос куст

покопай немножко

под кустом (картошка)

Как надела сто рубах

захрустела на зубах (капуста) .

Красный хвост

в землю врос

а зеленый хвост снаружи (морковь) .

Хоть я сахарной зовусь

но от дождя я не размокла

крупна,кругла,сладка на вкус

узнали вы-я (свекла) .

Все эти предметы назовем одним словом-это овощи . Рядом с овощами сосуд с широким горлышком-предмет русского народного быта-горшок. Для чего нужен этот сосуд (варить суп, компот,кашу) Кто-то приготовил его,чтобы сварить в нем овощной суп . Как вы думаете,чтобы сварить суп,что нам понадобится (ответы детей (вода,овощи ) я приглашаю вас в лабораторию. Что налито у вас в пробирках (вода) Вода имеет цвет,запах?А можно ли изменить цвет воды (ответы детей) Измените цвет воды. Какая стала вода после окрашивания?Добавьте в воду ванилин,понюхайте воду,вода имеет запах?Потрогайте воду (в одном сосуде она холодная,в другом теплая) А,если воду сильно нагреть,какой она становится?Когда вода становится очень горячей,ее называют крутым кипятком. Как нужно обращаться с такой водой?Опустите в воду кусочек свеклы,вода изменила цвет?а когда мама варит суп из овощей ,он изменяет свой цвет,а запах у него есть,а вкус?Да,правильно,суп имеет запах,цвет,а еще он очень полезен для нашего здоровья!

Из овощей можно сварить суп ,сделать салат,а можно прочесть и много произведений про овощи . Назовите произведения ,в которых говорится про овощи (стихи,загадки,сказки (показ произведений )

Ребята,сегодня я познакомлю вас с произведением Ю . Тувима ,которое называется"Овощи ".

Чтение произведения .

Беседа по вопросам :

Как называется произведение ?

О чем говорится в произведении ?

Из чего хозяйка приготовила суп?

Какой суп получился у хозяйки?

(стук в дверь)

Кто-то в гости к нам спешит (входит осень)

Осень :"я-осень золотая

в гости к вам пришла!"

Воспитатель :

Здравствуй,осень!Хорошо,что ты пришла!

у тебя мы,осень,спросим,

что с собою принесла?

(осень приглашает детей в хоровод)

Хоровод :"Здравствуй,осень!"

Осень :

В чем же я все приготовлю?

Ходила я по лесу и горшочек свой где-то оставила?

Дети :"Вот он, горшочек!Оставайся с нами,осень, и ты узнаешь много нового и интересного,а мы тебе поможем и салат приготовить,и суп сварить!"

Повторное чтение произведения .

Осень :

Приглашаю вас,ребята,помочь мне нарезки из овощей сделать ,а повара изготовят из них салаты,сварят вкусный полезный суп,а вкусная,полезная еда поможет быть детям в нашем детском саду сильными,здоровыми,красивыми (дети проходят за столы,одевают фартуки,косынки) Вспомним правила обращения с ножами :

Ножами работаем аккуратно

Лезвие ножа находится внизу

Ручку ножа держим крепко

Нарезанные овощи складываем на поднос.

Осень :"Вы,ребята,молодцы,вы старались от души ! В благодарность за вашу помощь, я приглашаю вас в хоровод"Урожай собирай"(под музыку дети исполняют хоровод)

Осень :

" Мне пора прощаться-

в путь далекий собираться!

ну, а в следующем году

обязательно приду!"

(осень уходит)

Ребята,что вам особенно понравилось сегодня?Какое у вас настроение?

Если вам сегодня все понравилось, если у вас хорошее настроение от проделанной работы,выберете фишку яркого цвета,а,если что-то не получилось,выберете фишку темного цвета.