Меню Рубрики

Полимерная глина изделия своими руками для начинающих. Полимерная глина: изготовление в домашних условиях, состав, техника работы, изделия

Полимерная глина - не просто материал, обладающий свойствами пластилина до запекания, но становящийся прочным после него. В силу того, что лепка из пластики покоряет все большее количество людей, производители постоянно расширяют цветовую линейку своих пластик и их свойств, что позволяет увлеченным полимерщикам изобретать все новые и новые техники. Сейчас мы попробуем в общих чертах разобраться в уже существующих на данный момент техниках, что надеюсь будет интересно не только начинающим лепильщикам, но и тем, кто уже знаком с глиной не понаслышке)).
Итак, приступим.

Акварель
Достаточно несложная техника даже для начинающего мастера. Принцип состоит в наслоении. Пласты контрастных цветов (например, оранжевого, белого, черного), раскатанные на паста-машине, либо всеми удобными сподручными средствами до нужной вам толщины, укладываются друг на друга, прикатываются, дабы образовалась определенная монолитность, разрываются или нарезаются на кусочки нужного вам размера и наклеиваются на основу, например, бусину, или заготовку, из которой в последствии будет вырезана нужная вам форма.

Баргелло

Очень интересная техника, названная так потому, что очень похожа на настоящий баргелло - вышивку флорентийских мастериц, позволяющая при сноровке получать чрезвычайно красивые узоры. Правда придется потрудиться для приобретения умения, но, поверьте, количество потраченной на это пластики того стоит))

Брейн Кейн (Мозговая техника)

Техника тоже принципиально не сложная, смысл которой заключается в накладывании на черный и белый раскатанные пласты слоя пластики с градиентной растяжкой двух, трех и более цветов, которого не сложно добиться на паста-машине. Впоследствии из полученного пласта выкладывается узор. По изображению понятно, почему техника получила такое название.

Имитация

Количество цветов и эффектов, которые все время изобретаются производителями полимерной глины, раскрывают безграничные возможности для имитации различных материалов. Дерево, кость, камень - все это крохотный список того, что может быть имитировано пластикой.



Калейдоскоп
Помните, в детстве родители покупали нам смешные трубочки, в которых, если посмотреть в них на свет, складывались забавные красивые узоры? Техника калейдоскоп добивается такого же эффекта. Из маленьких кусочков пластики складывается простой узор, который в свою очередь собирается в более сложную композицию.

Мика Шифт

В переводе означает "сдвиг слюды", ведь для исполнения работы в этой технике вам понадобятся так называемые металлики. За счет того, что частицы слюды по разному отражают свет, можно создавать объемные узорные эффекты на абсолютно плоской поверхности. Например, на рисунке мы видим выпуклое изображение, хотя на самом деле пластиковый кабошон абсолютно гладкий.



Миллифиори (Колбаса, трость, кэнинг)
Очень популярная техника. Суть заключается в составлении рисунка из пластов и/или колбасок. В последствии деталь ужимается, вытягивается и нарезается на пластинки необходимой для работы толщины.

Многослойная

Название говорит само за себя) Многослойная техника очень разнообразна и позволяет делать совершенно необычайные по красоте, абсолютно оригинальные и не похожие друг на друга украшения.

Мокуме-Гане

Сама техника была позаимствована у японских оружейников. Мокуме (текстура древесины) гане (металл) было изобретено Денбеем Шоами в XVII веке. Речь идет о обработке металла, а именно изготовлении первоклассной стали для мечей. Сложность технологии состоит в том, что разные, порой практически не сочетаемые металлы соединяются между собой в причудливые и очень красивые узоры, которые никогда не повторяются. Именно этот прием был адаптирован и для полимерной глины.

Перевод изображения на пластику

Метод, позволяющий перенести на пластику практически любой рисунок с бумажного носителя. Способы перевода рисунка достаточно многочисленны: спирт, вода и т.д., но суть - закрепление на пластики верхнего, красочного слоя - остается неизменным.

Перевод изображения с помощью геля
Так же как и в предыдущем способе картинка переводиться на пластику, но если в вышеуказанном способе используется жидкость, то в этом способе картинка переводится при помощи запекаемого полимерного геля.


Переход цвета (Skinner blend)

Свое название техника Skinner Blend получила по фамилии дизайнера по полимерной глине Джутит Скинер, впервые применившей эту технику в своих работах. Эта техника позволяет получать изделия с плавным переходом одного цвета в другой.

Сквозная

Техника, позволяющая получать бусины, кабошоны и т.д., полые внутри. Материалы, используемые в технике, разнообразны - клей, воск, бумага... Но конечный результат одинаков - ажурное, полое внутри изделие.

Соляная

Самая простая, на мой взгляд техника, которую может освоить даже совершенно неопытный лепильщик. И название само объясняет принцип действия: из пластики делается бусина, которая потом обкатывается в соли - морской или пищевой - или в сахаре. Поделка запекается, промывается под струей воды, после чего ее поверхность приобретает красивую пористую поверхность.

Филигрань
Очень кропотливая техника, результатом которой являются потрясающие по красоте, ажурные работы. Пластика раскатывается на тонюсенькие колбаски и крохотные шарики, из которых в последствии выкладывается узор.

Полимерная глина, она же пластика или холодный фарфор, широко применяется в малых формах декоративного искусства. Что творят из нее мастера, не поддается описанию; на рис. лишь отдельные примеры. И все это делается дома, на столе, в свободную минуту, людьми, не бывшими учениками Микельанджело или Челлини. Техника работы с пластикой доступна для начинающих и позволяет добиваться выдающихся, даже феноменальных, результатов буквально любому, сырье недорого, а готовые изделия из нее достаточно прочны и долговечны.


Любителями, уделяющими пластике свободное время, более используется полимерная глина, приготовленная своими руками. Дело в том, что срок хранения самотвердеющей полимерной глины ограничен. Во вскрытой и обратно закупоренной оригинальной упаковке качество массы непрерывно ухудшается и она приходит в негодность задолго до его истечения. Если в очередную задумку нужно чуточку, скажем, желтого, то покупать целую тубу, баночку или пакет нет смысла: когда дойдут руки до следующей вещицы, материал может уже подпортиться.

Примечание: если же вы изготовляете предметы из пластики регулярно, на продажу или для себя, то лучше пользоваться покупным сырьем. Особенно, когда требуется получить нежные цвета и тонкие их переходы. См., напр., мастер класс по работе с пластикой в технике «Акварель»:

Видео: мастер-класс по работе с полимерной глиной


Пластика или фарфор?

Собственно говоря, холодный фарфор и пластика – материалы разные. Первый это т. наз. термореактивная полимерная глина (брусковая пластика), требующая термообработки (запекания в духовке) отформованных изделий. Приготовляется она в промышленных условиях. Срок годности материала – годы и годы, а готовых предметов практически неограничен. У автора этих строк пока не вполне израсходован запас брусковой пластики еще советского производства 80-х. В дело она пригодна до сих пор.

Изделия из термореактивной пластики прочны, как поликарбонат или карболит, выдерживают механическую обработку, покраску, лакировку. Термостойкость после запекания – до 180 градусов, не гигроскопична. Но мять ее трудно, нужно сочетать лепку с резьбой. Тонких цветовых переходов добиться нельзя. В общем, это материал для изготовления подставок светильников, лицевых панелей корпусов каких-то небольших самодельных установок, рукояток к ним, моделей летательных аппаратов и т.п.


Вещицам изящным и красивым более уделяют внимания, разумеется, мастерицы. Вот для дамских пальчиков другая разновидность полимерной глины – самозатвердевающая, или просто мягкая – создана как нарочно, то того она чутка и податлива. Мягкая пластика позволяет имитировать даже такие камни, как каррарский мрамор, агат, орские яшмы (в т.ч. пейзажные) и нефрит. Дополнительной обработки, кроме сушки не на прямом свету при температуре 15-25 градусов, не требуется. Термостойкость просохшей – до 90 градусов.

От регулярного смачивания или пребывания в атмосфере с влажностью более 85% предметы из мягкой пластики быстро, за 3-9 мес., портятся. Защита – акриловые краски и лаки на водной основе. Красить и лакировать можно только полностью просохшие изделия, см. далее. Нательные украшения покрывать акриловым лаком нужно в 2 слоя ; жиропот – первейший враг мягкой пластики.

Срок годности изделий из самотвердеющей пластики, носимых на теле – до 5 лет; такой же стационарных, периодически освещаемых прямыми солнечными лучами через стекло, а в притененном помещении – до 12-15 лет. Поделки из самозатвердевающей полимерной глины прочны примерно как ПВХ с наполнителем. Гамма цветов – богатейшая, и очень плавные градиенты цвета получаются без каких-либо сложностей, см. далее.

Примечание: в процессе механической обработки самотвердеющая полимерная глина склонна к выкрашиванию и растрескиванию, поэтому формовать изделия из нее желательно сразу с отверстиями и пр., см. далее о бусах.

О лепнине на мебели

Тот и другой виды пластики хорошо годятся для оформления самодельной или покупной мебели в домашних условиях, см. рис: декоративные элементы из них прочно приклеиваются к дереву ПВА, а любому другому твердому материалу, включая стекло – акриловым клеем. Защита от выгорания на прямом свету – 3-4 слоя обычного акрилового лака или 1-2 слоя специального защитного от УФ (ультрафиолета), т. наз. анти-UV или просто UV-лака. Последний обеспечивает защиту от выцветания в комнате с большим южным окном лет на 10 и более.


Применение пластики для декора мелкой мебели – шкафчиков, тумбочек, полочек, вешалок, ключниц и т.п. – общеизвестно. Но с не меньшим успехом, только в большим трудом из самотвердеющей пластики можно делать большую лепнину, выводя ее частями по проволочному каркасу (если ажурная) или деревянной основе. Напр., нижний ряд фото на рис. – изголовья кроватей. Крайняя справа – в спальне Жанны Фриске, она сама когда-то это фото выложила. А чем хуже остальные, вылепленные потихоньку-полегоньку, но при многократно меньших затратах?

Материал

Переходим к тому, как сделать полимерную глину самостоятельно дома. Тонкой и богатой цветовой гаммы сразу не получим, но для освоения техники пластики самодельная исходная масса вполне пригодна. Ее долговечность и потребительские качества при аккуратном приготовлении не уступят покупной. Исходная масса состоит из наполнителя – крахмала – связующего (клея ПВА), и пластификатора/стабилизатора на основе глубоко рафинированного растительного масла. Для окрашивания в нее добавляются пигменты или готовое изделие красится поверху.

Примечание: состав пластификатора-стабилизатора для разных видов крахмала различен, см. далее.

Ингредиенты

Прежде всего – масло, преимущественно от него зависит качество пластики. Раффинаж масла должен быть полным, т.е. – никаких следов желтизны, прозрачное и бесцветное. «Желтенькие» компоненты даже на слабом рассеянном свету со временем битуминизируются, деталь посереет, как древесина на улице, и начнет крошиться. Поэтому для приготовления пластики нужно использовать детские или косметические масла; предпочтительно – на основе масла какао.

Следующее – крахмал. У растительного крахмала различного происхождения размеры, форма и структура зерен разнятся. Для пластики годится крахмал кукурузный или картофельный. Из первого (точнее, из пластики на его основе) лучше получаются мелкие изделия, напр. бижутерия. Он дает массу более зернистую на изломе по высыхании, но и более стойкую к химическим воздействиям. Изделия побольше из самодельной пластики на кукурузном крахмале при сушке могут дать трещины или пойти морщинами.


Микроструктура картофельного крахмала тоньше, поэтому и сохнет пластика на нем равномернее. Прочность пластики «на картошке» на скол меньше, поэтому из нее предпочтительнее делать фигурки достаточно большой величины, размером где-то от детского кулачка. Барельефы и лепнина также лучше получаются из пластики на картофельном крахмале: он при лепке податливее, тонкие детали выводить легче. Также и цветовые переходы в «картофельной» пластике выходят плавнее, более размытыми.

Наконец – клей. Он подойдет, если флакон/банка до того ни разу не открывались. Если упаковка ранее хоть чуть-чуть «глотнула воздуха», то масса или не створожится и/или не вымесится как надлежит (см. далее), или при сушке проявятся дефекты. Игрушки и галантерею желательно делать из пластики на ПВА для дерева (продается в строительных магазинах), а для безделушек или лепнины (кроме как на изголовье кровати) пойдет канцелярский ПВА.

Приготовление

Рецепты и способы приготовления пластики различны в зависимости от вида крахмала. «Картофельная» пластика делается из таких компонент:

  • Крахмал (разумеется, картофельный) – 100 г.
  • Клей ПВА – 100 мл.
  • Детское или косметическое масло – 2 полных чайных ложки.
  • Жирный бесцветный косметический крем – 1 полная чайная ложка без верха.

Пошаговая инструкция по приготовлению полимерной глины на картофельном крахмале осуществляется следующим образом:

Примечание: окрашивание пластики в массе, если нужно, производится непосредственно перед употреблением, см. далее.

«Кукурузную» пластику можно готовить так же, но более качественной она получается при прогреве сразу по всему объему. Для этого нужна микроволновка, а рецептура и технология упрощаются:

  1. Готовят подстилку из многократно простиранной (чистой старой) х/б ткани, сложенной в 4-5 слоев;
  2. Смазывают руки нежирным косметическим кремом, но только на натуральной основе, без силикона;
  3. В термостойкой стеклянной миске (которые специально для микроволновок) смешивают крахмал (100 г) и ПВА (100 мл). Клей наливают в миску и вводят крахмал при непрерывном помешивании;
  4. Не прекращая месить, вводят 2 ст. ложки осветлителя – лимонного сока. Несколько хуже будет лимонная кислота на кончике ножа или 1/4 чайной ложки пищевой соды;
  5. Выставляют на микроволновке максимальный нагрев (без гриля!), время – 30 с. Если такого нет на шкале, печку нужно будет выключать вручную;
  6. Ставят посуду с массой в печь, включают нагрев;
  7. Через указанные полминуты вынимают, массу быстро, не давая остыть, но тщательно перемешивают;
  8. Снова греют в микроволновой печи 30 с, вынимают;
  9. Снимают и удаляют корочку;
  10. Массу выкладывают на подстилку и прокатывают в толстенькую колбаску, пока избыток воды не впитается в ткань;
  11. По остывании примерно до 40-42 градусов (рукам горячо, но не жжется) смазывают «колбасу» вазелином или ланолином;
  12. Упаковка в пластик, дозревание и хранение – как в пред. случае.

Осветление лимонным соком (тоже, кстати, осветленным медицинским или для детского питания) при использовании крахмала высшего качества и конторского ПВА позволяет получить поверхность изделия слегка просвечивающую, как нефрит. Лимонная кислота и сода такого эффекта не дают.

Примечание: для первых блинов из пластики, которые комом будут, возможно приготовить полимерную глину без варки, см. видео ниже. Употреблять ее нужно немедленно по приготовлении. Изделия из нее прочными и долговечными не будут, но механические свойства свежей те же, учиться лепить можно.

Видео: изготовление холодного фарфора своими руками без варки


Краски, лаки, дырки

Из вопросов собственно приготовления пластики осталось решить, как ее красить и лакировать. Еще – об отверстиях в бусах, т.к. сверлить готовые бусины нельзя, дырочка получится внутри рваной и нитка в ней быстро протрется.

Красители

Пигменты вводятся в пластику непосредственно перед употреблением: массу раскатывают в тонкий пласт, присыпают красящим порошком, сворачивают в рулон и разминают, прокатывая между ладонями, пока краситель не разойдется полностью или насколько нужно. Для окрашивания пластики с массе пригодны цветные молотые пищевые продукты (напр. какао и кофе), пищевые красители и краски для грима. Недостаток всех их – высокая стоимость. Особенно он сказывается в больших изделиях. В таком случае их можно красить поверху акриловой краской, но ее слой истираем. Можно также вводить тонко молотые сухие акварельные или гуашевые краски, но в продажу нужные фракции не поступают. Здесь возможны 3 выхода из положения:

  • Истолочь в ступке и распушить – краски мало, маеты много.
  • Смолоть на электрической кофемолке – для кофе и каждого следующего колера придется покупать новую.
  • Размолоть на самодельной шаровой мельнице из обрезка трубы и шариков от подшипника – придется привлекать кого-то, кого больше тянет не на гламур, а к слесарному верстаку.

Отверстия


Самодельные бусы из пластики – на рис. Об узорах немного поговорим далее, а пока присмотритесь: в таких дырочках нитка не протрется. Как их проделать? Нужно знать, что скорость высыхания пластики – ок. 2 мм/сутки. Т.е., корочка толщиной 0,25-0,35 мм образуется прим. за 3-4 часа. Корочка такой толщины будет уже достаточно прочной, но еще эластичной. Вот из нее и нужно сформировать кратеры отверстий, а уж затем досушить детали, сколько нужно. Довольно долго; шарик из пластик диаметром 10 см, т.е. радиусом 50 мм, при 20 градусах полностью сохнет 25 суток, чуть ли не месяц.

Примечание: на всякий случай напомним – сушить пластику на прямом свету или при температуре выше 25 градусов нельзя, потрескается. Ниже 15 градусов тоже нельзя, получится хрупкой и крошащейся.

Сверлим бусы из полимерной глины следующим образом:

  1. Лунки с округлыми краями формируем кончиком зубочистки, не протыкая корочки;
  2. Набираем в медицинский шприц глицерин и выпускаем его обратно;
  3. Снимаем иглу и проходим ею отверстие, непрерывно ее вращая;
  4. Сверление ведем попеременно с 2-х сторон до сбойки посередине;
  5. Керн (столбик) вязкой пластики из иглы выдавливаем тонкой, впритирку по внутри, жесткой проволочкой;
  6. для следующей бусины повторяем пп. 2-5.

Примечание: как просто руками на доске сделать из пластики ровные бусины, см. сюжет ниже.

Видео: ровные бусины из полимерной глины своими руками

Соль и лак

Нередко поверхность изделий из пластики требуется шероховатая, напр., чтобы цветы и листья из нее выглядели натуральнее, как на рис. справа. Также шероховатость поверхности, но более мелкая, нужна под лакировку бижутерии, чтобы лак держался. Того и другого добиваются т. наз. соляной техникой, см. рис. ниже. Изделие подсушивают, как описано выше, обваливают в кухонной соли (она удобна хорошей растворимостью в воде и тем, что выпускается разного помола), затем выдерживают в воде, пока соль не растворится. Если делаются бусы, отверстия в них сверлят тут же, а прочие изделия досушивают, как надо.


Немного об искусстве

Статья эта вообще-то технологическая, но художественная лепка из пластики непосредственно прилегает к производственному циклу, т.к. начинается сразу же по объемном окрашивании и даже сливается с ним. Поэтому нельзя не сказать несколько слов о том, как из пластики лепить.


Простейшая техника – слоеная, или слойка. В ней абсолютно никаких сложностей, см. рис. ниже. Слои могут быть прямыми ровными, косыми, выклинивающимися и вообще хаотичными. Но – немного умения, фантазии, и можно делать штучки, которые проголодавшимся гостям без предупреждения можно показывать разве что 1 апреля, и то не всяким, см. след. справа. Впрочем, в этот день можно показаться и самой, в колье из таких пирожных и в новом праздничном платье. Надеюсь, понимаете – шутка.


Развитие слойки – слоистые палочки, или круглая слойка. Этих 2-х техник достаточно, чтобы сделать почти все, что показано на рис. в начале и еще многое другое. Напр., очень популярные дольки цитрусовых, см. след рис. Цветовой переход на поз. 2 получают, вставив клин дополнительного цвета в надрез на колбаске основного. Затем колбаску долго и энергично, но не зажимая сильно, прокатывают между ладонями. От тепла рук, если пластика мягкая, цвета разойдутся друг в друга. Таким же способом избавляются от полостей на поз. 6 и 7.


То, что показано на рис. справа, делается таким же способом, но требует уже гораздо большего мастерства. Называется – техника внутреннего контура. По ней делают заготовки под поверхностную окраску; каждый предмет выходит единственно-неповторимым.

В заключение

Разумеется, сделать сразу хотя бы имитацию мармеладного рулетика или ломтика апельсина выйдет не у каждого. Поэтому см. ролик о тонкостях и подводных камнях работы с полимерной глиной начинающими. Автор – такая же начинающая мастерица, а не поучающий мэтр, так что материал вполне адекватен запросам аудитории неофитов этого удивительного материала – полимерной глины.

Пполимерная глина

Полимерная глина - это пластичный материал напоминающий обычный пластилин (иногда ее называют - термопластилин ). Полимерная глина затвердевает (полимеризуется) при нагревании до температуры 100-130°C. В домашних условиях изделия из полимерной глины "запекают" в духовке. Затвердевшие изделия становятся долговечными и похожими на пластмассу. Таким образом, вы можете запечатлить свое творчество, и творчество своих детей, на долгие годы.

В данном Практическом пособии я постарался подобрать для вас, все известные мне на сегодняшнее время технологии и методики работы с полимерной глиной. Обучающий курс составлен поэтапно от простого к более сложному. Работа с полимерной глиной - это довольно-таки увлекательный, творческий процесс, который, я думаю, принесет вам и вашим детям массу положительных впечатлений.

С уважением. Патлах Вячеслав Владимирович
Россия, г.Пенза, 2015 год

Технологии и методы работы с полимерной глиной

Мастер-классы с полимерной глиной

  • Статья подготавливается.

Имитации

  • Статья подготавливается.

Текстуры

  • Статья подготавливается.

  • Статья подготавливается.

  • Статья подготавливается.

Кулинарная миниатюра

  • Статья подготавливается.

Бижутерия

  • Статья подготавливается.

Плетение

  • Статья подготавливается.

  • Статья подготавливается.

  • Статья подготавливается.

  • Статья подготавливается.

  • Статья подготавливается.


История полимерной глины

В начале 1930-х, в Германии инициативная женщина Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик . Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу (Eberhard Faber), который «развил» ее во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo ). В то же время другие производители разрабатывали продукт, очень похожий на Фимо. в конце 1950-х, в Аргентине итальянка Моника Рэста использовала глину, которая называлась Лиммо (Limmo ). Лиммо также была разработана немецкой компанией, но не Эберхардом Фабером. Вероятным производителем скорее всего был Рудольф Рейзер, который придумал глины «Формелло» (Formello ) и «Моделло» (Modello ).

В процессе температурной обработки в материале происходит необратимый процесс полимеризации с образованием поливинилхлорида. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами.


Полимерные глины выпускают окрашенными в разные цвета . У различных производителей существуют линейки полимерных глин со специальными эффектами: металлик, полупрозрачный, блестящий, цвет камня, светящийся в темноте .


Некоторые производители изготавливают также жидкую полимерную глину - это прозрачный гель, который, аналогично обычной полимерной глине, твердеет при запекании. Жидкая полимерная глина используется в качестве клеящего вещества, а также как эмаль, застеклитель и маскирующий состав. Также с помощью жидкой полимерной глины возможно скопировать изображение, нанесённое на бумагу .



Полимерная глина разных производителей имеет некоторые отличия как в процессе лепки, так и в изделиях. При лепке она может быть твёрже или мягче; после полимеризации может иметь глянцевую или матовую поверхность; возможны другие отличия. Со временем каждый увлечённый лепкой из этого материала выбирает наиболее подходящие для себя марки или же находит свою «формулу»: глины всех производителей хорошо смешиваются между собой, что может дать при лепке и на выходе очень интересные эффекты. Начинающим же обычно рекомендуют Fimo - стандарт де-факто в полимерной глине.

Ты, наверное, часто замечала, что в отделах модных аксессуаров стали появляться очень привлекательные изделия ручной работы? Как правило, это – кулоны, серьги, заколки и браслеты в виде аппетитных тортиков, леденцов, овощей и фруктов. И, наверное, тебя посещала мысль, что неплохо бы научиться делать такие симпатичные вещицы. Нет ничего проще. Давай поговорим о том, как лепить из полимерной глины.

Что такое полимерная глина?

Полимерная глина – это пластичная масса, состоящая из ПВХ и пластификатора. Она бывает двух видов: запекаемая и самоотвердевающая , в зависимости от того, какой пластификатор в неё добавлен. Самоотвердевающая глина после застывания становится похожей на дерево или гипс (для её обработки можно использовать соответствующий инструмент). Это так называемый «холодный фарфор» . Запекаемая глина больше похожа на пластмассу. Её называют ещё термопластикой . По внешнему виду и по консистенции напоминает пластилин.

Качество пластики зависит от фирмы-производителя. Пластика российского производства «Сонет», «Цветик» или «Artifact» при хранении быстро отвердевает, поэтому её лучше использовать сразу после покупки. Полимерная глина «Cernit» напоминает воск: она пластичная и не прилипает к рукам. Наиболее популярна пластика «Fimo»: она похожа на пластилин, не липнет и очень хороша в работе.

Необходимые инструменты

Для работы с пластикой тебе понадобится:

  • чистая и ровная рабочая поверхность: лучше всего пластмассовая или стеклянная. Это может быть пластиковая доска или кусок стекла. Ты можешь подстелить лист белой бумаги: он предотвратит прилипание пластики, когда ты будешь её раскатывать.
  • очень острый канцелярский нож (для обрезки изделий);
  • зубочистки или длинная игла (для прокалывания отверстий и создания фактуры);
  • наждачная бумага для шлифовки поверхности и обработки краев;
  • стеклянная бутылка для раскатывания пластики (деревянная скалка не подходит);
  • акриловая краска;
  • специальный лак для пластики;
  • влажные салфетки, чтобы протереть поверхность готового изделия.


Как работать с пластикой

А теперь давай попробуем смастерить несколько несложных поделок.


Пуговички из полимерной глины

  1. Приготовь пластику нужных тебе цветов, скалку (не деревянную) и какой-нибудь предмет, с помощью которого ты сможешь вырезать кружочки (например, пластиковый корпус катушки для ниток).
  2. Раскатай пластику скалкой, вырежи кружочки нужного тебе размера. Загладь все неровности. Найди предметы с выступающей фактурной поверхностью или фигурные пуговички, впечатай их в заготовку. Проделай дырочки зубочисткой.

Кулон « Грациозная кошечка»

  1. Нарисуй силуэт кошки карандашом на белой бумаге и вырежи его по контуру.
  2. Выбери пластику подходящего цвета и хорошенько подготовь её к работе: разомни кусочек пальцами, чтобы он стал мягким и послушным. Чем лучше размята глина, тем легче из неё лепить, и при обжиге она не потрескается. Разминай пластику маленькими кусочками, постепенно добавляя новые. Это избавит тебя от мозолей.
  3. Раскатай размятую глину стеклянной бутылкой (какой толщины будет раскатанный тобой пласт, такой и будет твоя поделка). Наложи на пласт вырезанный тобой шаблон и вырежи его канцелярским ножом по контуру.
  4. Проделай зубочисткой дырочку в кулоне (чтобы потом продеть в неё цепочку). Этой же зубочисткой нарисуй мордочку, выдавливая в глине очертания носика, глазок и усов. Мелкие детали мордочки можно не рисовать, а слепить из цветной пластики. Ты можешь сделать дополнительные украшения: вылепить бант для кошки, украсить её цветком или сердечком.
  5. Вылепленный кулон положи на огнеупорное стекло и отправь в духовку.

Заколка «Гжель»

Тебе потребуется пластика «Fimo», металлическая заколка, инструменты для лепки.

  1. Раскатай полоску белой пластики, наложи на заколку и прижми к ней. Излишки с продольных сторон срежь ножом, а на торцах оставь припуск в 5 мм, чтобы закрепить полоску на заколке.
  2. Сделай много тонких лепешечек и слепи из них розочки.
  3. Из лепешечек же сделай листочки в форме лодочки. Тонкой иглой нанеси на них прожилки.
  4. Скомпонуй композицию из листьев и цветов, расположи её на заколке.
  5. Тонкой кистью нанеси на листочки акриловую золотую краску.
  6. Запекай заколку в духовке в течение 30 минут, при температуре 110 градусов.

Подсвечник из…банки

Приготовь высокую узкую банку, емкостью 300 мм, пластику, акриловые краски, свежие листья и инструменты для лепки.

  1. Хорошо вымой и обезжирь банку.
  2. Тщательно разогрей пластику и сделай кольцо на дне банки. Учти, что пластика к стеклу не приклеивается, поэтому все вылепленные тобой элементы композиции должны переплетаться друг с другом и покрывать всю поверхность основы. Располагающиеся по верху подсвечника цветы также должны окружить горлышко банки.
  3. Начинай лепить цветы, стебли, бутоны и листья (используй свежие листочки для отпечатывания прожилок). Готовые элементы изогни в разных направлениях, чтобы они выглядели естественно.
  4. Закончив лепку, поставь банку в холодную духовку и запеки, согласно инструкции к пластике. Когда запекание закончится, оставь банку остывать в духовке.
  5. Смешай акриловую золотую краску с зеленой и розовой (по отдельности). Раскрась готовый подсвечник.

Что надо учесть при запекании

  • Запекай глину только при температуре, указанной производителем пластики (при более высокой температуре она начнет гореть и выделять вредные для здоровья вещества).
  • Во время запекания позаботься о том, чтобы в комнате не было людей и животных.
  • Чем больше толщина изделия, тем дольше должна запекаться пластика.
  • Пользуйся таймером, чтобы контролировать время запекания.
  • Запеченные изделия оставляй остывать в духовке.


Только после полного остывания поделок ты можешь подвергать их последующей обработке: красить акриловыми красками или темперой; покрыть лаком. Пластику можно мыть, шлифовать и даже сверлить.

Надеюсь, ты нашла немало полезной информации в данной статье, и она поможет тебе сделать первые шаги в освоении этого необыкновенно интересного материала. Ведь из пластики можно сделать не только украшения, но и немало полезных в быту предметов: магниты, рамочки для фотографий, сувениры, визитницы и многое другое.

Из полимерной глины создают простенькие формы и настоящие произведения искусства. У фантазии правил нет, главное понять, как пользоваться материалом, чтобы извлечь максимальную пользу. Начинающим рукодельникам рекомендуется брать самый простой вариант — детская глина. В специализированном магазине приобретаются любые понравившиеся цвета, которые также хорошо сочетаются друг с другом. У многих поначалу возникают проблемы с подбором цвета. Для этого пользуются таблицами смешивания. После того, как выбранная палитра находится перед глазами можно начинать разбираться в технологии использования.

Как работать с полимерной глиной — инструменты

  • Полимерная глина — свежая.
  • Наждачная бумага разной зернистости для прошкуривания поверхности.
  • Кусок плотной джинсовой ткани — полирует изделие.
  • Лак — повышает насыщенность, улучшает износостойкость.
  • Пекарская бумага — предотвращает детали от пригорания.
  • Скалка — раскатывает мягкие куски полимерной глины. Вместо скалки используются продолговатые цилиндрические флаконы из-под парфюмерии.
  • Ножик или макетка понадобится для нарезки.
  • Ровная поверхность. Может подойти кафель, деревянная доска.
  • Духовой шкаф, противень — для запекания сформированных изделий.

Как работать с полимерной глиной — процесс лепки

Куски глины разминаются в руках. Тепло кожи придает эластичность. Свежая глина мягкая, с ней легко работается. Для старой полимерной глины покупают пластификатор. Но проще выкинуть такую глину, потому что этот размягчитель стоит намного дороже, чем новый кусок глины. Принцип работы похож на основы лепки с пластилином. Разогреть, раскатать, слепить. С одним отличием запекания. С помощью пальцев формируются нужные виды очертаний: продолговатые, округлые формы, прочее.


Как работать с полимерной глиной — декорирование

С помощью подручных средств на поверхности делают отпечатки для украшения. Также приобретают в специализированных магазинах интересную бижутерию, таким образом украшают свои работы. Придумывают формочки, в которых и выпекают глиняное изделие. Например, силиконовые, металлические. Для улучшения визуализации используются блестки, кусочки стеклышек, кафеля, камни. Зубочистками или заостренными спичками рисуют орнаменты.

Как работать с полимерной глиной — запекание

Качественное изделие запекается в печи. После этого процесса детали приобретают необходимую твердость. Понадобится противень, пекарский лист и духовка. Детали выкладываются на лист, чтобы предотвратить подгорание. Время запекания указывается на упаковке. Желательно использовать специальные формочки, в которые нужно класть глину, защищая духовку от накипаний. Запекание — это не последний этап. Далее следует обезжиривание гелеобразными моющими средствами. Придают гладкость наждачкой, полируют войлоком, джинсом. Оптимальной температурой будет 120-130°C. При низких температурах глиняные элементы крошатся, при высоких — темнеют, повышается глянец, при очень высоких температурах в печи — подгорают и чернеют. Важно оснащение духовки таймером и регулировщиком температуры. Для произведения бусинок, вылепленных из полимерной глины, берут кулинарную фольгу, сминают ее в виде устойчивой формочки и втыкают туда зубочистки с нанизанными на них кругляшами.

Как работать с полимерной глиной — белый цвет

Чтобы сохранить белый цвет, нужно приступать к работе с чистыми руками и поверхность стола держать в порядке. Если лепятся белые детали, используют медицинские резиновые перчатки без талька. Одежда должна быть чистая и хлопчатобумажная, ни в коем случае не шерстяная, ниточки шерсти могут испортить качество работы. В свободном доступе подготавливают чистую влажную тряпочку для рук или же влажные салфетки.

При работе с полимерной глиной существуют также предупреждения. Нельзя работать с пластмассой и глиной одновременно. Не всякая глина выдерживает соприкосновения с пластиком и становится очень липкой, непригодной к лепке. Изделия тонируются лаками с разными свойствами: сильный глянец, матовая поверхность, затемнение. Рабочая область, например, деревянная доска после работы с глиной не может использоваться для нарезки еды. Так как полимерная глина сильно впитывает пыль, грязь, следует предотвратить наличие крупной пыли в воздухе.