Меню Рубрики

Пример анкеты для маркетингового исследования. Опрос в маркетинговом исследовании, Сущность метода опроса. Надежность информации опросов - Маркетинговые исследования

Опрос, вернее целая группа опросных методов (см. рис. 4), в маркетинговых исследованиях является одним из главных методов, способов сбора первичной информации, причем в некоторых работах по маркетингу оно характеризуется (в противовес "кабинетным" исследованием) как единственный метод сбора первичной информации. Это, конечно, неправильно, поскольку собственные исследования, включающие сбор первичной информации, проводятся в маркетинге с использованием других анализируемых в данном разделе книги методов, а именно: анализа документов, наблюдения, эксперимента. Однако по значимости опрос является основным методом сбора информации в маркетинговом исследовании.

Назначение ответов опроса: в электронной таблице или нет?

Не так серьезно, потому что было бы гораздо более уместно иметь возможность настроить приятное перенаправление на выбранную вами страницу. Это позволит вам более точно определить поведение ваших участников после завершения и проверки онлайн-анкеты.

Публикация результатов вашей маркетинговой анкеты

Это довольно просто, но помогает выявлять тенденции, поскольку ответы накапливаются.

Быстрый совет: создайте шаблоны викторины, чтобы сэкономить время

Когда классифицируется от 1 до 3, это не проблематично. С другой стороны, становится так, когда рейтинг должен быть от 1 до 10! Это начинается, по крайней мере, путем создания электронной почты с благодарностью, созданной параллельно с представлением формы, и в которой вы вполне можете расспрашивать участника о его отношении к содержащемуся ему материалу.

Опросы - это метод сбора первичной вербальной (т. е. устной, а не поведенческой) информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Опрос - это метод (группа методов) изучения непосредственных фактов сознания, то есть тех, что исследователь предварительно должен выявить, а также создать условия для того, чтобы они проявились.

С помощью онлайн-опросов вы можете получать отзывы от клиентов

Отрицательное значение указывает на отрицательную зависимость, когда одна переменная увеличивается, а другая уменьшается. Положительное значение указывает на положительную корреляцию, когда переменные увеличиваются вместе. Значение коэффициента корреляции близко к -1 или 1, плюс линейная зависимость между переменными сильна. Сколько у них единиц населения: общие характеристики - общие для всех подразделений и должны быть частью исследовательского образца. Переменные характеристики - они различаются по единицам в населении, поскольку они представляют собой предмет исследования. Вербальные характеристики - выражать информацию с помощью слов и приобретать две или более альтернативы. Качественные характеристики - выражать полученную информацию в числовой форме и выражать либо уровень предшествующей словесной характеристики, либо значение, полученное по шкале, меру. Неполные, когда для опроса выбрано только несколько единиц, и полученные данные применяются только к Данные должны быть обобщены статистическими методами. С заменой, когда группа возвращается к статистической совокупности и может быть представлена ​​несколько раз. Без замены, когда выбранная группа не возвращается к статистической совокупности и поэтому может быть представлена ​​только один раз. Единицы могут быть выбраны из этих квот либо случайным образом, либо на основании решения интервьюера. Типологический отбор - на основе идентификации типичных представителей статистического населения, которые затем обследуются. Соответствующие возможности - исследователи легко выбирают Доступные респонденты. Соответствующее решение - исследователь выбирает наиболее вероятных респондентов для предоставления необходимой информации. Относительная частота: указывает количество вхождений для каждого ответа на вопрос с учетом общего количества ответов на вопрос. Пояснительная гипотеза информирует нас о корреляциях между выбранными переменными. Некоторые респонденты могут быть обеспокоены неправильным использованием данных и, как следствие, могут не отвечать на некоторые ответы. согласно методу отбора респондентов. Источники, по которым была получена информация: Основная информация - это первичные данные из первых рук, которые еще не получены нигде. Другая информация выражается иначе, чем путем использования числовых значений или текстов, используя звуки или изображения, например. Качественную информацию трудно измерить, она не имеет числового атрибута и отражает, например, мнения, мотивации или удовлетворенности. Разнообразие ответов: Открытые вопросы - респонденту не предлагается предложение ответа, чтобы он мог свободно выражать свое мнение. Закрытые вопросы - ответчик может выбрать из серии ответов тот, который он или она считает правильным или Ближайшие к его чувствам. Вопросы, связанные с открытыми вопросами - компромисс между закрытыми и открытыми вопросами, в дополнение к серии ответов, респондент может выбрать дополнительный ответ, который обычно позволяет ему вставлять свой собственный текст ответ. Вспомогательные вопросы, используемые для решения респондента, объяснения регламента и обстоятельств, по которым будут собираться данные исследований. Вопросы содержания и результатов - связанные с исследованием проблемные, зондирующие мнения, отношения, мотивации и другие информацию, необходимую для получения результатов исследований и рекомендаций для принятия резолюции. Основная цель фундаментальных и прикладных исследований: объем исследований и характер данных, изучаемых для количественных или качественных исследований. Подходите к задачам, требуемым для: Описательное исследование, в котором описываются текущие условия проблем. Диагностическое исследование, в котором рассматриваются причины возникновения условия. Прогностическое исследование, которое пытается предсказать будущее развитие проблем.

  • Значение 0 указывает, что линейная зависимость не обнаружена в паре переменных.
  • Абсолютная частота: указывает количество вхождений для каждого ответа на вопрос.
  • Описательная гипотеза описывает условия конкретной переменной.
  • У каждого нет доступа к компьютеру или интернету.
  • Вторичная информация получена из предыдущих исследований.
  • Цифровая информация выражается численными значениями.
  • Текстовая информация выводится из текстов.
  • Количественная информация измерима, ей приписывается число.
  • Общественная информация доступна для широкой общественности.
  • Непубличная информация доступна только закрытой группе людей.
  • Методы сбора данных для первичных и вторичных исследований.
Удовлетворенные клиенты - отличный рекламодатель для ваших продуктов: расскажите другим о своем положительном опыте, сообщите о своих продуктах, и они могут стать определенными клиентами.

Специфика данного метода заключается в том, что, с одной стороны, он является незаменимым приемом получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях, с другой стороны - при использовании данного метода во многих случаях возникает возможность проявления субъективизма, тенденциозности, необходимости обеспечения высокой надежности получаемой информации.

Чтобы иметь возможность вербовать клиента и дать ему правильное внимание, вы должны стремиться к его удовлетворению. Чтобы иметь возможность измерять его, вам нужно получать регулярную обратную связь от своих пользователей, например, для создания онлайн-анкеты. Результаты показывают, что нравится клиенту, и где вы могли бы улучшить свое предложение. Мы объясняем, почему онлайн-опросы настолько важны и что вы должны быть осторожны, если хотите их создать.

Онлайн-анкеты: преимущества и возможности

Онлайн-вопросники все чаще заменяют письменные анкеты. Как правило, оба типа применяются одинаково: цель опросов должна быть четко определена, а также аудитория, к которой они относятся; вопросы должны быть точными и соответствовать вашим предложениям. Тот факт, что все больше и больше вопросников сегодня проводится онлайн, зависит от многих преимуществ, предлагаемых цифровой средой.

Надо подчеркнуть, что обвинение в субъективизме, которые предъявляются к методу опроса и которым нередко верят предприниматели, менеджеры, не обоснованы, вернее, во многом не обоснованы. Опрос является незаменимым методом получения информации о массовое сознание, общественное мнение, фиксирования их состояния. Ведь если маркетологу необходимо выяснить спрос на определенный товар, он должен в первую очередь выявить отношение к нему в общественном сознании. Именно от состояния этого сознания зависит, будут ли люди покупать данный товар, даже если их мысли кажутся маркетологу вполне необоснованными, а их предпочтения - оригинальными и специфическими. В опрос, как у любого другого метода сбора информации, есть определенные недостатки (например, информация, получаемая в процессе опроса, упрощает сложную социальную действительность, имеет место и некоторое влияние исследователя-интервьюера, анкетера на опрашиваемых и тому подобное). Однако все эти недостатки с лихвой компенсируются самым главным преимуществом опроса: в рамках данного метода можно получить (в отличие от других методов сбора информации) практически любую информацию, за то, что реальным и потенциальным потребителям можно задать любой вопрос. Главная проблема заключается в том, чтобы получить на это вопрос объективный, надежный ответ. Это возможно, если проведением маркетинговых исследований занимаются профессионалы.

Время и место не имеют значения: онлайн-вопросник можно собирать повсюду и в любое время. Быстрая приверженность: благодаря обработке цифровых данных онлайн-опрос намного проще распространять и оценивать. Особенно в присутствии большого количества участников большое преимущество - не использовать опросы на бумажных носителях, поэтому их нельзя отправлять или распространять, а просто отправлять по электронной почте или загружать непосредственно из интернет-магазина. Дополнительные возможности: опросы электроника предлагает так много новых возможностей, которые классический печатный метод не предлагает. Так, например, есть функции поиска, случайные генераторы и другие функции, которые вы можете настроить порядок вопросов. Кроме того, онлайн-опрос может быть обогащен различными типами предметов, такими как изображения, видео, анимация или аудиофайлы. Информация о обработке: автоматически хранит информацию о том, как пользователи заполняют вопросник. Например, вы можете получить информацию о том, как долго они остаются на отдельных страницах, где пользователи перестали отслеживать или обрабатывать время. Таким образом, вы получаете важную информацию о том, как вы можете улучшить свое исследование. Экологические соображения: при онлайн-опросе вы сохраняете не только много бумаги, но и место для сохранения печатного материала. Результаты также доступны сразу. . Если вы создали онлайн-анкету, вы можете предложить ее несколькими способами, например, с помощью всплывающего окна на вашем сайте, по электронной почте для клиентов или с информационным бюллетенем.

Как же обеспечить высокую надежность маркетинговой информации, получаемой с помощью опроса? Нужно придерживаться по крайней мере трех следующих условий:

Тщательно учитывать в процессе сбора информации специфику метода опроса и, в первую очередь, то, что источником информации здесь выступает словесное сообщение, суждение индивида;

В секторе услуг есть возможность отправить эти письма сразу после предоставления услуги, чтобы получить наилучшие результаты. Помните, однако, что публичная анкета может дать результаты, которые немного отклоняются от реальности, если вы не определите, кто может принять участие.

Чтобы сделать онлайн-анкету, доступно несколько приложений, варьирующихся в зависимости от цены, возможностей использования и размеров. Для более широких опросов есть как веб-приложения, так и рабочий стол. Первые часто доступны непосредственно у поставщиков, которые также занимаются обработкой данных. Важно уделять особое внимание защите информации, особенно если вы управляете хостингом самостоятельно. Как правило, предлагаются несколько пакетов с различными режимами съемки и ценами. Каковы наиболее подходящие решения, пожалуйста, узнайте в нашей статье о лучших инструментах для создания онлайн-опросов.

Постоянно учитывать методические и технические особенности, присущие данному методу, а именно: правильно составлять вопросы в опросном листе, организовывать проведение опросов;

Тщательно следить за тем, чтобы в процессе опроса соблюдали все три составляющие надежности получаемой информации: достоверность, устойчивость и репрезентативность.

Хотя использование приложений различно, существуют стандартные принципы структурирования вопросника, которые применяются не только к онлайн-опросным листам, но и ко всем опросам, которые предоставляются клиентам. Речь идет о выборе подходящих типов вопросов, правильном их формулировании и правильном структурировании опроса.

Определите наиболее подходящие типы вопросов

Прежде чем обращаться к формулировке вопроса, вы должны понять, какую информацию вы хотите получить. Исходя из этого предварительного рассмотрения, попытайтесь выяснить, могут ли такие вопросы быть полезными или нет в вашем вопроснике. Это, следовательно, личная информация, такая как возраст, место жительства или происхождение. Сомнения в убеждении: эти вопросы сосредоточены на восприятии интервьюируемого на чем-то о прошлом, настоящем или будущем. Например, «Кто победит на следующих выборах?» Вопросы, связанные с мнениями и вкусами: с таким типом вопроса узнайте, как клиенты ценят определенные вещи. Пример: «На телевидении слишком много рекламы». Возможные ответы: «Я полностью согласен», «Я не согласен». Проблемы с местами: вы можете получить информацию о поведенческих предпочтениях пользователя, спросить их, как они себя ведут или ведут себя в данной ситуации. Пример: «Было бы приемлемо иметь более продолжительную рекламу на общественном телевидении, если вы не заплатили бы плату?».

Сформулируйте вопросы правильно

  • Общие вопросы: с таким вопросом вы получаете информацию о информации о клиентах.
  • Это неправильные или неправильные ответы, но обзор или оценка реальности.
Если вы создаете опрос, важно сформулировать вопросы таким образом, чтобы респонденты могли честно ответить.

Рассмотрим названные условия получения надежной информации. Что касается первого из них, то надо особо отметить, что опрос не является методом исключительно маркетингового исследования. Он широко используется в статистике, журналистике" психологии, педагогике и других науках, в первую очередь в социологии, где выработаны достаточно четкие правила проведения опроса.

В процедурном отношении опроса сводится к тому, что, с одной стороны, есть исследователь с определенного рода вопросами, с другой стороны - респондент, которому необходимо ответить на них. Итак, особое место занимает респондент как источник информации. Он может:

а) обладать или не обладать необходимой исследователю информацией;

б) понимать или не понимать суть вопросов;

в) желать или не желать отвечать на них.

Итак, для того, чтобы получить в ходе опроса надежную информацию (рис. 5), необходимо учитывать названные особенности и корректно решать вопросы, возникающие при разработке опросного листа. Например, при опросе о готовности покупать экологически чистые (органические) продукты по более высокой цене, нужно в первую очередь подумать, всем опрашиваемым будет резонный вопрос: "Или потребляете ли Вы органические продукты?". Много людей в Украине еще не знакомы с таким термином, широко применяемым во многих странах мира. Другие хотели бы потреблять такие продукты, но не могут заплатить более высокую цену. Поэтому на вопрос "готовы Ли Вы потреблять экологически чистые (органические) продукты всей семьей?" будет предоставлено, скорее всего, одобрительное вопрос, который не отображает покупательную способность, а отсюда - реальный спрос со стороны населения. В таких случаях мы будем иметь дело с ничего не значащими с точки зрения получения необходимой информации ответами.

Рис. 5. в

Опрос в маркетинге - это достаточно сложная работа, и она под силу только профессионалам. На наш взгляд, необходимо руководствоваться принципом: лучше не иметь никакой опросной информации, чем иметь заведомо ложную. По крайней мере, можно принимать решения, исходя просто из здравого смысла.

Еще более важны профессионализм и квалификация людей, проводящих маркетинговое исследование, при решении проблемы четкого соблюдения методических и технических правил проведения опросов. Опрос - это не просто сбор информации, фактов. Маркетинговое опрос - это специальный метод систематизированного сбора информации от респондентов при тщательном соблюдении мер для усиления надежности получаемой информации. Подобные мероприятия предусматривают:

Использование разнообразных типов и видов вопросов (открытых и закрытых; личных и безличных; прямых и косвенных; фильтрующих; проективных тому подобное);

Правильное построение опросного листа;

Правильную постановку этих вопросов в опросном листе;

Обеспечение (при необходимости) гарантий анонимности для респондентов;

Хорошо организованный инструктаж интервьюеров и эффективный контроль их работы;

Отбор интервьюеров в соответствии с установленными требованиями.

В маркетинговых исследованиях, проведенных с использованием опросных методов, особое значение имеет качество, надежность, достоверность интервью, а следовательно, важное значение приобретают уровень подготовки ее личные качества интервьюеров. Как справедливо отмечает Дж. Хэмилтон, ни самые совершенные методы исследования, ни современные достижения информационной технологии не смогут исправить результат плохо проведенного интервью .

Как уже отмечалось, в процессе опроса необходимо также постоянно следить за обеспечением надежности получаемой информации.

Первая и самая важная составляющая надежности информации - ее достоверность (валидность). То есть ответ на поставленный вопрос должна адекватно отражать те аспекты исследования, которые необходимо "замерить". Если вы задаете вопрос типа: "Часто Вы употребляете кофе?", то полученные ответы практически невозможно интерпретировать однозначно. Ведь один респондент считает, что он часто потребляет кофе, если выпивает не меньше как три чашки ежедневно. Другой респондент укажет, что он часто потребляет кофе, при том, что это всего несколько раз в неделю. Поэтому ответы на подобный вопрос будут свидетельствовать лишь о самооценке респондентов.

Репрезентативность получаемой информации связана с тем, насколько в процессе опроса разнообразно были представлены в выборке элементы генеральной совокупности объекта исследования и, следовательно, на какие объекты могут быть экстраполированы, распространены полученные результаты маркетингового исследования (проблемы технологии организации выборки в маркетинговом исследовании рассматриваются ниже).

в Зависимости от характера требуемой информации и способов ее непосредственного получения, типов интерпретации получаемых данных и некоторых других характеристик выделяют такие підметоди метода опроса: а) анкетные опросы; б) интервью; в) специальные опросные методики (последние - смотри разделы 6-7 пособия).

Опросный лист и виды вопросов.

Надежность информации определяется профессионализмом и четкостью подготовки опросного листа, на основе которого проводится анкетный опрос или интервьюирование. Опросный лист должен быть, по выражению Дж. Хэмилтона , как закон: ясным, недвусмысленным, таким, что адекватно понимается. Проблема разработки опросного листа включает ряд аспектов, связанных со структурой, композицией опросного листа (в порядке размещения в нем вопросов) и правильной формулировкой вопросов.

Вопрос: их типы, формы, виды.

Поскольку информация поступает в результате диалогического вопросно-ответного общения исследователя и респондента, вопрос является главным инструментом любого опроса. Маркетолог или социолог получает в виде ответов респондентов совокупность единиц эмпирической информации, которая затем становится основой для установления отдельных социальных фактов. После обработки получают совокупную, обобщенную информацию - главный результат проведенного маркетингового исследования. Обычно выделяют разновидности вопросов, которые отличаются тремя принципами:

o форме (формы вопросов);

o функциями (виды вопросов).

По содержанию выделяют следующие типы вопросов: а) вопросы о фактах и действиях; б) вопросы о мотивах, оценки, мнения. В связи с этим существуют серьезные разногласия, связанные как с постановкой вопросов, так и с трактовкой получаемых данных. Если в случае с вопросами относительно фактов мы получаем достаточно объективные данные, например, возраст или семейное положение опрашиваемого, то в отношении вопросов о мнения необходимо тщательно интерпретировать ответы с учетом элементов субъективности полученной информации.

По форме выделяют: а) открытые, закрытые и полузакрытые вопросы; б) прямые и косвенные вопросы; в) личные и безличные вопросы. Открытый вопрос предполагает свободный ответ в любой форме. Такие вопросы, где не регламентируется содержание возможных ответов, особенно часто применяют в разведывательных исследованиях, при определении проблемы и предмета исследования. Открытый вопрос, с одной стороны, имеет значительное преимущество, поскольку позволяет выявить весь спектр, диапазон существующих мнений относительно той или иной проблемы. С другой стороны, ему присущ такой недостаток, как невозможность определить интенсивность мыслей: респонденты могут высказывать самые разные точки зрения, но при этом игнорировать какую-либо из них, отношение к которой анализируется в всего массива опрашиваемых (можно спросить, какие марки телевизоров или автомобилей респонденту нравятся, однако определить, насколько и какому проценту опрошенных нравится какая-то конкретная марка, таким образом невозможно).

Закрытые вопросы предполагают наличие специального перечня ответов (альтернатив), на которых респондент должен остановить свой выбор. В зависимости от того, опрашиваемый выбирает только одну или несколько ответов, выделяют альтернативные и неальтернативні вопрос. Использование закрытых вопросов позволяет измерять интенсивность оценок, то есть выявлять отношение всего массива опрашиваемых к тому или иному предложенному варианту ответов. Кроме открытых и закрытых, выделяют полузакрытые вопросы. В этом случае, кроме перечня альтернатив, предлагается вариант ответа "другое", что предоставляет респонденту возможность для внесения собственных комментариев и дополнений.

Различие между прямыми и косвенными вопросами состоит в следующем. На прямой вопрос предполагается ответ, что потом трактуется так же, как она предложена респонденту для оценки в вопросе. В случае с косвенным вопросом предполагается расшифровка в несколько ином, скрытом от респондента смысле. Например, можно задать вопрос: "собираетесь Ли Вы сменить марку стирального порошка, которым в настоящее время пользуетесь?". Это прямой вопрос. Если же поставить вопрос в форме: "Удовлетворяет ли Вас используемый стиральный порошок, и если нет, то почему?", мы косвенно можем определить, собирается или нет данный респондент изменить своим предпочтениям в этом плане.

Что касается личных и безличных вопросов, то в этом случае вторые также носят в определенной степени косвенный характер и относятся чаще в ситуациях, связанных с возникающим у респондента нежеланием отвечать на прямо поставленный вопрос. Можно спросить: "Как Вы считаете..?", а можно: "Некоторые думают, что... Какие из названных суждений, с Вашей точки зрения, являются наиболее распространенными (или правильными)?". Ожидается, что в подобной ситуации опрашиваемый постарается отметить те суждения, которых он придерживается лично, ассоциируя себя таким образом с большинством.

По функциям выделяют целый ряд разновидностей вопросов: контрольные, фильтрующие, проективные и тому подобное. Например, контрольные вопросы предназначены для контроля получаемой информации. В этом случае открытые вопросы могут контролироваться с помощью закрытых, реальная ситуация может контролироваться элементами проективной, косвенные и личные вопросы могут контролировать достоверность ответов на прямые и безличные вопросы.

Фильтрующие вопросы предназначены для выделения тех групп респондентов, которые в дальнейшем не отвечают на отдельные вопросы или блоки вопросов. Так, при изучении отношения опрашиваемого к какому-либо напитку надо сначала убедиться, что он ознакомлен с ним, принимал его; потом вопросы про те или иные качества соответствующего напитка относятся только тем, кто указывает на ознакомление с ним. Проективные вопросы ставятся в таком виде: респонденту предлагают набор ситуаций, с которыми он мог бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант мысли или поведения в заданных условиях. Конечно, здесь присутствует элемент игры. Принцип проекции характерен также для тестовых методик (см. раздел 6). Еще раз напомним, что перечислены лишь некоторые виды вопросов, используемых в опросных листах.

Композиция опросного листа.

Не меньшее значение, с точки зрения получения надежной информации (мы имеем в виду рассмотрены проблемы постановки вопросов), имеет правильная организация, композиция, построение опросного листа. Ведь часты случаи, когда поставленный в начале беседы некорректное или сложный вопрос сводит на нет всю работу и приводит к отказу респондента от сотрудничества. Обычная, традиционная композиция опросного листа включает три части:

o вступительную;

o основную;

o демографическую.

вступительной части, что является своего рода обращением к опрашиваемого, обязательно указываются следующие пункты: а) наименование организации, фирмы, компании, проводящие данное маркетинговое исследование; б) в простой и ясной форме объясняются цели исследования и использования полученной информации; в) подчеркивается значимость личного участия данного лица в опросе (в частности, говорится о том, что она была отобрана по специальной выборке, а в случае опроса другого лица может быть получена недостаточно достоверная информация, следовательно, приняты неверные решения, от которых пострадает потребитель); г) гарантируется анонимность ответов (если это не анкетный опрос, а интервью по месту жительства, гарантируется не разглашение индивидуальной информации, полученной от респондента, т. е. дается обещание, что данные опроса будут использованы только в обобщенном виде); д) дается четкое изложение правил заполнения анкеты и способов ее возврата.

Структура для основной части опросного листа зависит от того, какое маркетинговое исследование проводится. Если это специальное исследование какого-либо рынка или группы потребителей, то в структуре опросного листа выделяются три части. В первой трети содержатся несложные вопросы, призванные заинтересовать респондента, включить его в работу; во второй трети - относятся наиболее сложные вопросы, направленные на выявление мнений, установок; в последней трети опросного листа подаются контрольные вопросы, а также специфические, интимные, которые нельзя было поставить раньше, чтобы предотвратить отказе респондента от сотрудничества.

По омнибусного исследования (см. раздел 9), то есть если опроса пальний письмо включает несколько самостоятельных блоков вопросов различной проблематики, то структура опросного листа строится так, чтобы обеспечить максимально плавные переходы от одной группы вопросов к другой. Демографическая часть опросного листа ("о "єктивка", "паспортичка"), как правило, размещается в конце его. В то же время некоторые вопросы демографической части могут и должны включаться в основную "часть" опросного листа. Например, при изучении интенсивности потребления каких-либо продуктов, товаров здесь можно поставить вопрос о составе семьи.

Эффективная работа по составлению опросного листа предполагает тщательное учета определенных требований к его разработке. К основным из них можно отнести: необходимость фиксации только найсуттєвих вопросов, раскрывающих проблему исследования; формулировка вопросов должно быть понятными для респондентов, соответствовать их уровню знаний и образования; вопросы нужно формулировать так, чтобы респондент мог на них ответить; в анкете должны содержаться вопросы, которые могут вызвать у опрашиваемого нежелание сотрудничать с интервьюером; перед "запуском" анкеты следует обязательно провести "пилотаж" с тем, чтобы не было значительного числа респондентов, которые выбирают ответы "не знаю", "не понял"; при формулировке закрытых вопросов количество альтернатив, содержащие различные позиции и оценки, должна быть одинаковой; ни в коем случае нельзя применять тенденциозные постановки вопросов, когда ответ респонденту "підказується" и тому подобное.

РЕФЕРАТ

Объект исследования: ООО «Полидент».

Предмет исследования: опрос как наиболее распространенный метод маркетинговых исследований.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.

2. Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».

3. Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».

Методы исследования: анализ теоретических источников; проведение наблюдение и сбор информации посредством анкетирования; обработка результатов и интерпретация данных, простые методы статистического анализа, а также методы простой и перекрестной табуляции собранной информации.

Экономическая, социальная, правовая значимость исследования: в результате внедрения предложенных рекомендаций предприятие получит дополнительную прибыль.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСОВ

1.1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований на основе опросов. Виды опросов

1.2 Опрос как один из методов сбора первичной информации

1.3 Организация и проведение маркетинговых исследований в виде опроса

2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФОРМЕ ОПРОСА

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Разработка плана маркетингового исследования

3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА

3.1 Результаты маркетингового исследования

3.3 Экономическая эффективность совершенствования маркетинговой деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

· альтернативные вопросы, при которых нужно выбрать из ряда возможных ответов один, иногда несколько;

Для того, чтобы рассчитать эффект, который будет произведен после совершенствования маркетинговой деятельности на предприятии и маркетинговых мероприятий, которые в последствии будут реализованы, рассчитаем затраты на предложенные мероприятия:

1. Для изготовлении рекламных флаеров (форматом А5), в которых будет содержаться информация с описанием предоставляемых услуг, их характеристик и ценами, а также информация о дисконтной программе с системой накопительных скидок необходимы следующие затраты:

затраты на печать флаеров – 3000 экз. * 410 руб. =1 230 тыс. руб.;

затраты на распространение флаеров (услуги почты) 3000 экз. * 35 руб. = 105 тыс. руб.;

Всего затраты на распространение флаеров составят 1 335 тыс.руб.

2. Для создания web–страницы потребуются услуги веб-дизайнера, который разработает и создаст эту страницу. В среднем стоимость создания web–страницы обойдется в 3 500 тыс. руб.

3. Для создания собственного имиджа на изготовление фирменных сувенирных изделий – авторучек, брелков, календарей – необходимы следующие затраты:

затраты на создание карманного календаря: 3000 экз. * 150 руб. = 450 тыс. руб.;

затраты на создание календаря – домик: 1000 экз. * 650 руб. = 650 тыс. руб.;

затраты на создание фирменных ручек: 1000 шт. * 350 руб = 350 тыс. руб.;

затраты на создание фирменных брелков: 300 шт. * 1500 руб. = 450 тыс. руб.

Всего затраты на изготовление фирменных сувенирных изделий составят 1 900 тыс. руб.

4. Для изготовления вывески и информационных указателей с неоновой подсветкой необходимы следующие затраты:

объем вывески и информационных указателей составит 4 кв. метра.; 1 кв. метр стоит 1200 тыс. руб.;

затраты на стоимость самой вывески: 4 * 1200 тыс. руб. = 4 800 тыс. руб.;

затраты на монтаж и установку вывески: 4 800 тыс. руб. * 30 % = 1 440 тыс. руб.

Всего затраты на создание вывески и информационных указателей составят 6 240 тыс. руб.

5. Рассчитаем суммарные затраты на совершенствование маркетинговой деятельности исходя из предложенных мероприятий.

1 335 + 3 500 + 1 900 + 6 240 = 12 975 тыс. руб.

6. Рассчитаем эффективность, ожидаемую после совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.

Предположим, что разработанные предложения позволят увеличить выручку предприятия на 5%. Исходя из этого, рассчитаем дополнительную выручку:

8567 млн. руб. * 5% = 428,4 млн. руб.

Кроме того, согласно оценкам европейских экспертов новая услуга, предлагаемая клиникой, по зубной инкрустации способна заинтересовать 1-2% населения, поэтому рассчитаем дополнительную выручку от данной услуги.

Население города Борисова составляет 160 тыс. чел. Потенциальными клиентами новой услуги могут быть:


180 000 * 2% = 3 600 чел.

Стоимость услуги по предварительным расчетам составит 120 тыс. руб., поэтому дополнительная выручка от предоставления данной услуги составит 432 млн. руб. Данная услуга не требует установки нового оборудования и дополнительных затрат.

Всего дополнительная выручка предприятия составит 860,4 млн. руб. Дополнительна чистая прибыль предприятия составит 58,5 млн. руб.

Рассчитаем экономическую эффективность от внедрения рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия:

Эффективность = Чистая прибыль / Сумма затрат = 58,5 / 12,975 = 4,5

Следовательно затраты на совершенствование маркетинговой деятельности очень быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит себя долго ждать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опрос – это очень удобный способ получения необходимой информации. Для проведения опроса лица, проводящие маркетинговые исследования, должны, прежде всего, определяться с выбором объекта исследования (сколько человек и каким образом сделать выборку), применяемыми орудиями исследования (порядком составления анкет), а также с наиболее приемлемыми способами установления контактов с целевой аудиторией.

Формулировка главной цели опроса – это определение задач, которые должны быть решены посредством намечаемого опроса. Четкость постановки цели опроса во многом зависит от глубины проработки изучаемой проблемы, внимательного ознакомления исследователя со всей имеющейся по данному вопросу информацией, учета, опыта предыдущих исследований.

Проведя маркетинговое исследование по выявлению потребительской удовлетворенности и значимости услуг, предоставляемых стоматологической клиникой «Полидент», мы можем сделать следующие рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности:

Необходимо рассмотреть вопрос о внедрении дисконтной программы с предоставлением системы накопительных скидок в зависимости от общей суммы всех оплаченных услуг.

Введение в прейскурант новых видов услуг, которые в отдельности, возможно, не принесут больших доходов, но в целом позволят привлечь новых пациентов.

В периоды так называемых спадов посещения стоматологической клиники (время отпусков, праздников), когда пациенты в основном обращаются только с острой зубной болью, целесообразно рассмотреть вопрос о проведении рекламных акций, например, при заказе одной услуги – вторая оказывается бесплатно, или со значительными скидками.

При разработке всех видов рекламной информации необходимо делать акцент на наличие самого современного оборудования, квалификацию персонала, качество используемых материалов и возможность устранить дефекты в случае их возникновения после оказания услуги.

Для создания собственного имиджа и придания солидности можно изготовить фирменные сувенирные изделия: авторучки, брелки, значки, календари и т.д., оформленные с использованием фирменной символики клиники. Создание web-страницы стоматологической клиники, рассказывающей об основных видах оказываемых услуг и их свойствах, с указанием цен на каждый вид услуги, позволит привлечь новых пациентов.

В результате проведенных расчетов экономической эффективности после реализации предложенных рекомендаций установлено, что затраты на совершенствование маркетинговой деятельности очень быстро окупятся, и ожидаемый эффект от предложенных мероприятий не заставит себя долго ждать.

В наше время, когда стоматологические кабинеты встречаются практически на каждом шагу, необходимо внимательно исследовать потребности клиентов и стараться максимально их удовлетворить, так как в рамках такой жесткой конкуренции идет борьба за каждого пациента, и если он останется доволен обслуживанием, то приведет своих друзей и родственников, что очень важно для процветания предприятия.

1. Акулич, И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 236с.

2. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. – пер. с англ. под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Велби, 2001. – 400 с.

3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Багиева Г.Л. – М.: Экономика, 2003. – 703 с.

4. Байнев, В. Ф. Экономика региона: учеб. пособие для вузов / В. Ф. Байнев, С. А. Пелих; под общ. ред. С. А. Пелиха. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. – 269 с.

5. Барышев, А.Ф. Маркетинг: учебник для студ. / А.Ф. Барышев. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

6. Браерти, Э. Бизнес-маркетинг: пер. с англ. / Э. Браерти, Р. Эклс, Р. Ридер. – М.: Изд. Дом Гребенникова, 2007. – 732 с.

7. Бусыгин, А.В. Предпринимательство: учебник / А.В. Бусыгин. – М., ИНФРА-М, 2000. – 212 с.

8. Волонцевич, Е.Ф. Конкурентоспособность фирм: курс лекций для студ. спец. «Коммерч. деятельность» / Е.Ф. Волонцевич. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 103 с.

9. Воронов, А. Конкурентоспособность промышленной продукции / А. Воронов // Стандарты и качество. – 2008. – №5. – С.59-65.

10. Герус, А. Маркетинговые исследования в системе аудита брэнда / А. Герус // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2009. – №12. – с.27-32.

11. Гилберт, А. Маркетинговые исследования / А. Гилберт. – СПб: Питер,2007. – 752 с.

12. Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 512 с.

13. Долгополова, Е. Маркетинг и информация: системно-функциональный анализ / Е. Долгопалова // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2009. – №11. – С.4-8.

14. Дробышева, Л.А. Маркетинговая оценка конкурентоспособности производственного предприятия / Л.А. Дробышева // Справочник экономиста. – 2008. – № 5. – С. 32-36.

15. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие / П.С. Завьялов. – М.: Эксмо, 2005. – 496 с.

16. Ковалев, А.И. Маркетинговые исследования / А.И. Ковалев, В.В. Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 425 с.

17. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии./ Ф. Котлер. – М.: Экономика, 2000. – 296 с.

18. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. – 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. – М: Велби, 1999. – 1152 с.

19. Магомедов, Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: учеб. пособие / Ш.Ш. Магомедов. – М.: Дашков и К, 2003. – 293 с.

20. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Под ред. Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Экономистъ, 2004. – 568с.

21. Маркетинг: учебное пособие / под общ. ред. Т.М. Исакович – М.: ТК Велби, 2007. – 232 с.

22. Павлова, Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учебник для бизнес-школ / Н.Н. Павлова. – М.: Норма, 2005. – 384 с.

23. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М.: Экон. наука, 2005. – 389 с.

24. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Маркетинг, 2002. – 886 с.

25. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 311 с.

26. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: учеб.пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 270 с.

28. Шаповалов, В.А. Маркетинговый анализ / В.А. Шаповалов. – Р.-на-Дону: Феникс, 2005. – 156 с.

ПРИЛОЖЕНИ Я

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ

Просим Вас принять участие в исследовании качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности потребителей, которое проводит стоматологическая клиника «Полидент». Ваше мнение очень важно для нас и мы будем очень признательны Вам за уделенное время и предоставленную информацию.

При заполнении анкеты, пожалуйста, проставьте бальную оценку в свободном поле напротив вариантов ответов.

Оцените, пожалуйста, по 5-ти бальной шкале (1 – «совсем не важно», 2 – «не важно», 3 – «почти не важно», 4 – «важно», 5 – «очень важно») степень важности для Вас различных параметров при выборе стоматологических услуг.

1. Оцените важность для вас стоимости услуг
1 2 3 4 5
2. Оцените важность для Вас новой услуги (декорирование)
1 2 3 4 5
3. Определите значение качества обслуживания
1 2 3 4 5
4. Определите значение поведения персонала
1 2 3 4 5
5. Определите значение гарантии
1 2 3 4 5
6. Оцените важность сроков выполнения заказов (протезы, коронки)
1 2 3 4 5
7. Оцените важность условий оплаты (кредит, пластиковые карты)
1 2 3 4 5
8. Оцените важность комфорта, дизайна кабинетов
1 2 3 4 5
9. Оцените важность для вас используемого оборудования
1 2 3 4 5
10. Определите значение географического расположения
1 2 3 4 5

Предоставьте, пожалуйста, информацию о себе:

11. Пол□ мужской□ женский

12. Возраст □ 15-18 лет □ 19-29 лет □ 30-39 лет □ 40-49 лет

□ 50 лет и старше

13. Уровень доходов□ до 500 тыс. руб.

□ от 500 тыс. руб./мес. на каждого члена семьи

Благодарим Вас за участие!

Приложение 2

Таблица 2.8 – Проверка соответствия анкетных вопросов поисковым вопросам

Вопросы анкеты Поисковые вопросы
1) Каковы оценки важности стоимости услуг 2) Какова оценка важности разнообразия услуг 3) Какова оценка важности обслуживания 4) Какова оценка важности качества услуг 5) Каковы оценки важности условий оплаты 6) Оценка важности сроков выполнения заказов 7) Оценка важности уровня комфорта
1. Оцените важность стоимости услуг Перекр. таб. 1:12
2. Важность разнообразия услуг Перекр. таб. 2:12
3. Значение качества обслужив. Перекр. таб. 3:11
4. Значение поведение персонала Простое таб.
5. Значение гарантии Простое таб.
6. Важность сроков выполнения Простое таб.
7. Важность условий оплаты Простое таб.
8. Важность комфорта Простое таб.
9. Исп. оборудование Простое таб.
10. Географическое располож. Простое таб.
11. Пол Перекр. таб. 3:11
12. Уровень доходов Перекр. таб. 1:12 Перекр. таб. 2:12

Приложение 3

Таблица 2.9 – Состав книги кодов

Наименование переменной Присвоенный код ответа
1 2 3
Номер анкеты (V1)
1. Стоимость услуг (V2)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

2. Разнообразие услуг (V3)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

3. Качество обслуживания (V4)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

4. Поведение персонала (V5)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

5. Гарантия (V6)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

6. Сроки выполнения заказов (V7)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

7. Условия оплаты (V8)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

8. Комфортность, дизайн кабинетов (V9)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

9. Используемое оборудование (V10)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

10. Географическое расположение (V11)

5- очень важно;

3- почти не важно;

2- не важно;

1- совсем не важно

11. Пол (V12)

1- мужской

2- женский

12. Возраст (V13)

1 – 15-18 лет

2 – 19-29 лет

3 – 30-39 лет

4 – 40-49 лет

5 – 50 лет и старше

13. Уровень доходов (V14)

меньше 500 тыс. руб.

больше 500 тыс. руб.

Приложение 4

V1 V2 V3 V4 V5 V6 V7 V8 V9 V10 V11 V12 V13 V14
1 4 5 4 4 4 5 5 5 3 5 1 1 1
2 5 3 5 4 5 4 4 3 5 5 2 3 2
3 5 4 3 4 3 5 3 4 4 5 1 4 1
4 2 3 4 3 5 3 5 3 3 5 1 3 1
5 2 3 5 5 5 4 2 3 2 4 2 1 2
6 5 3 3 3 2 5 3 5 3 2 1 5 2
7 3 5 4 4 4 3 4 2 2 3 1 2 1
8 5 3 5 4 5 4 2 3 4 5 2 5 1
9 2 4 4 4 5 4 4 3 3 4 1 1 1
10 2 3 3 5 4 4 3 3 3 3 1 1 2
11 5 3 5 3 2 4 2 2 3 4 2 3 2
12 4 3 4 3 5 4 2 3 4 3 2 5 1
13 5 2 3 4 4 5 3 2 3 5 1 5 2
14 2 5 4 4 5 4 5 2 5 4 2 1 2
15 2 1 4 5 4 5 3 4 3 5 1 3 1
16 5 3 5 4 5 4 5 1 4 5 2 3 1
17 5 3 3 4 4 4 5 4 3 4 1 2 1
18 5 3 5 3 3 5 3 3 2 3 2 2 1
19 2 3 2 5 5 3 4 2 3 5 1 4 1
20 5 5 3 4 4 5 3 4 3 3 2 2 2
21 2 4 4 5 5 5 5 3 2 3 1 1 2
22 2 5 1 4 5 3 3 5 3 4 2 2 1
23 5 3 5 5 4 4 5 4 2 4 1 5 2
24 2 4 5 4 4 3 2 2 5 3 2 1 2
25 1 3 3 4 5 5 1 3 2 4 1 2 1
26 5 3 5 4 5 4 2 5 2 5 1 5 2
27 2 4 3 5 5 4 3 2 3 3 2 1 1
28 3 3 4 4 4 5 4 2 4 5 1 3 1

Примечание: Выборочная совокупность, как и генеральная, в сумме мужчин и женщин в итоге составляют 100%. Сумма по строкам генеральной совокупности у мужчин и женщин не может сходиться, так как не учтена группа респондентов в возрасте от 0 до 15 лет.