Меню Рубрики

План конспект занятия лепки из соленого теста. Конспект урока "фантазии из соленого теста"

Конспект «Знакомство с соленым тестом»

Конспект занятия кружка по лепке из соленого теста «Мукосолька»

На тему: «Знакомство с соленым тестом»

Средняя группа детского сада - это дети 4 - 5 лет. Большинство ребят в этом возрасте начинают жить в состоянии осознанного творчества. Любое предложение творить, создавать, что то собственными руками воспитанники восторженно принимают.

Цель: создать все условия для реализации и развития творческих способностей у детей, поощрять желание фантазировать и превращать фантазию в осязаемый продукт, растить малышей умелыми. Кружковая работа в средней группе - замечательная форма для реализации данной цели.

Материалы: Соль мелкая, мука, вода, эмалированая посуда, дощечки для лепки, салфетки, стеки, образцы тестопластики и иллюстрации готовых изделий из соленого теста.

Ход занятия

Давным - давно, много тысяч лет назад, когда еще дедушки ваших дедушек и не родились, древние люди научились из зерна печь лепешки и хлеб. Шли годы, народы населяющие землю стали много сеять зерна - выращивать рожь и пшеницу. Человечество все больше и больше употребляло хлеба. Потом придумали запекать разные фигурки из теста и на праздниках дарить их друзьям и родственникам. Почти все народы, знающие вкус хлеба поклонялись ему, а еще верили в силу соли. Со временем, стали из зерна и соли лепить фигурки того, чего бы хотелось в этой жизни приобрести. Например, хочется человеку дом, то и слепит дом, хочется вырастить сад, вот и сделает из соленого теста дерево. А, захочется друзей найти - старательно вылепит человечка. Но, время таких праздников давно уже прошло. Сейчас соленое тесто - это прекрасный материал для творчества детей и взрослых. Фигурки из соли и муки в народе ласково кличут «Мукосольками».

Вот и мы сегодня с вами из соленого теста будем лепить. Но для этого необходимо замесить тесто.

Кто мне поможет? (дети проявляют свое желание)

Итак, нам потребуется тазик, где будем все замешивать, мука, соль, вода.

Наберите две кружки муки и насыпьте ее в таз (дети выполняют, считают).

Теперь потребуется 1 кружка мелкой соли. Добавьте соль к муке и перемешайте (дети насыпают, мешают ингредиенты).

Обратите внимание, какая смесь в тазике, из нее можно лепить? (смесь из муки и соли сыпучие, лепить нельзя)

Чтобы мы смогли лепить, к соли и муке необходимо добавить 1 кружку воды и хорошенько перемешать. Наливайте водичку в таз (дети наливают воду в таз).

Какое стало наше тесто? (липкое, комками, мокрое)

Лепить из него можно теперь? (нет)

Почему? (не получается лепить, липкое тесто, не держит формы)

Для получения правильного теста для лепки, его надо хорошенько вымесить, чтобы оно стало крутым, пластичным, не липло к рукам. Но, - это очень трудная работа месить тесто.

Дети, вы мне поможете замесить тесто? (да)

Дети замешивают тесто вместе с педагогом в тазу, затем на столе, пока не получится то, что нужно для творчества.

Наконец, тесто для лепки у нас получилось. Берите по кусочку теста и пробуйте его покатать по столу прямыми и круговыми движениями (дети катают тесто и высказывают свои ощущения).

Вспомните, как вы лепили из пластилина. Попробуйте использовать те же приемы лепки. Дети, расскажите, что вы чувствуете, когда работаете с тестом? (дети манипулируют со своим тестом, рассказывают, что они переживают, работая с ним, хвалятся результатами)

Попробуйте стекой поработать. Однако помните, что стека - это опасный инструмент, стекой нельзя размахивать, тыкать в себя и детей. Будьте аккуратны!

А теперь, попробуйте, что ни будь слепить из теста.

Детям дается время для самостоятельной лепки из соленого теста.

Если, педагог видит, что дети затрудняются лепить по замыслу, то он может сам начать лепить, например бублик.

Дети, а знаете ли вы, что при лепке из соленого теста, что бы соединить концы бублика потребуется вода и кисточка? Вода у нас вместо клея. Но сильно мочить поделку не стоит, иначе она раскиснет и потеряет форму.

При лепке из соленого теста, для украшения поделок, используются разные пряности, бусинки, семена.

По окончании лепки из соленого теста, предложить детям показать и рассказать о том, что они сегодня вылепили и каковы у них впечатления от знакомства с таким необычным материалом, как тесто.

К сожалению, работы из теста сегодня забирать домой, или сразу использовать в игре нельзя. Дети, как вы думаете, почему? (работу из сырого теста во время игры можно нечаянно испортить, помять)

Надо набраться терпения и подождать, когда поделки высохнут. А сохнуть поделки из муки и соли, наши «Мукосольки» будут на подносе, на подоконнике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс работа с соленым тестом

Пошаговое выполнение работы с ребенком"Город из теста "Сначала рисуем шаблонПотом вырезаем его и детали вылепливаем из мукасоли Потом приклеиваем к основе и разукрашиваем красками гуа...

Фантазии из муки, соли и воды. Практический тренинг для родителей в работе с соленным тестом.

Соленое тесто- один из наиболее доступных для творчества материалов. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если вы почувствуете его крастоу, узнаете е...

Вводная часть

Пояснительная записка.

Занятие по теме «Лепка из солёного теста – коллективное панно» рассчитана на 1учебный час.

На предыдущих занятиях обучающие знакомились с лепкой простых элементов, учились скреплять детали, сушить, наносить защитные составы на изделия. На данном занятии обучающие будут выполнять коллективную самостоятельную работу.

Актуальность

Панно на заданную тему – это возможность проявить полученные знания и умения сделав что-то интересное самостоятельно и собрать из отдельных деталей общую композицию. Деятельность, позволяющая показать публично достигнутый результат. При выполнении проекта учащиеся занимаются мыслительной, практической и презентационной видами деятельности.

Адресность

Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования в школах и центрах детского творчества при проведении кружковых занятий по художественно-эстетической направленности декоративно-прикладным творчеством.

Возраст обучающихся 10-13 лет.

Изложение основного содержания

Тема занятия: Лепка из солёного теста декоративного коллективного панно.

Тип занятия: развитие и закрепление практических навыков.

Цель занятия: обсуждение готовых работ.

Задачи занятия:

Формирование умений и навыков: исследовательских, презентационных, оценочных;

Развитие творческих, художественно – эстетических способностей;

Развитие умения общаться, сотрудничать с людьми.

План и ход занятия.

    Организационный момент – 2 мин.

Проверка присутствия на занятиях, готовность учащихся к занятию, организация рабочего места.

2. Сообщение темы, цели и задач занятия - 3 мин.

Ребята, тема нашего занятия: Лепка из солёного теста – выполнение коллективного панно.

3. Проверка знаний – 2 мин.

Исторические сведения, актуальность.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. В наши дни тестопластика или лепка из солёного теста популярное занятие. Солёное тесто - экологически - чистый материал, оно очень эластично, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет удовольствие и радость. Изделия из солёного теста украсят дом, станут прекрасным подарком.

Повторение изученного материала

На прошлых занятиях мы познакомились с лепкой изделий из солёного теста

а) Назовите основные компоненты, добавки теста (мука, мелкая соль, вода; клей - для прочности, крахмал - для эластичности)

б) Какие инструменты и материалы необходимы для лепки изделия? (стеки, нож, скалка, фигурные формочки, ситечко, чесночница, кисточки, стакан с водой)

в) Как можно создать фактурную поверхность? (используя пуговицы, зубочистки, ножницы, формочки, специи: перец горошком, гвоздика)

г) Назовите основные этапы изготовления изделия из теста

Лепка элементов: основа-шарик и жгутик;

Скрепление деталей - зубочистки, кисточка с водой;

Сушка - на воздухе, в духовке;

Раскрашивание - краски, гуашь;

Нанесение защитных составов - лак или грунтовка;

Склейка деталей, оформление изделия.

д) Как хранить и ухаживать за готовыми изделиями? (хранить в сухом, проветриваемом помещении, но не во влажном; удалять пыль большой кисточкой.)

4. Изложение основного материала – 3 мин.

Объяснение лепки корзины, яблока, абрикоса, вишни листочков.

5. Самостоятельная работа учащихся – 10 мин.

В процессе лепки педагог контролирует и поправляет возможные ошибки учащихся.

6. Подведение итогов – 5 мин.

Обсуждение удачных и неудачных моментов каждой работы.

Конспект занятия на тему:

«Соленое тесто. Лепка. Валентинка»

Введение

Чудеса из соленого теста.

Солёное тесто - рецепты и способы лепки различны и многовариантны, так как лепить из соленого теста - большое удовольствие и радость! И поэтому практически каждый мастер создаёт свой собственный рецепт. А также и название своей технике - тестопластика, хлебосол, биокерамика, мукасолька.

Универсальный рецепт солёного теста : 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной , если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Кисель делают так:

Одну столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Способы окраски солёного теста. Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и при приготовлении теста, вводя краситель при замесе, и уже собственно готовое изделие - по поверхности.

Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями - сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Можно изделие из солёного теста подрумянить в духовке, для естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком - снова станет ярче. Какой лак можно использовать? Акриловый и художественный - это очень хорошо. Возможно применить и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.

Особенности и способы приготовления солёного теста. Есть несколько вещей, которые с солёным тестом делать нельзя. Так, например, нельзя добавлять в солёное тесто блинную муку (или муку с любыми другими с добавками), так как фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются.

Также нельзя добавлять соль йодированную крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное - в крупинку. Точно так же нельзя добавлять каменную соль без предварительного растворения.

По поводу воды. Так, в тесте лучше всего использовать очень холодную воду; добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста (Рисунок есть в книжке у Ханановой, на страничке - в книжках).

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Лепить или вырезать фигурки можно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Всё что отваливается - просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА.

Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в трёх случаях:

    Если неправильно подобрана мука. Для большей прочности можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной, 1 к 1), 50 гр. крахмала - тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Также можно добавить клей ПВА, поскольку он тоже придает пластичность и не дает подняться тесту.

    Если неправильно произведена сушка (см. следующий раздел)

    Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать.

Часто задаваемый вопрос: как сушить солёное тесто? Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго (полное высыхание может занять неделю и больше - особенно, если влажность при сушке высокая - так как соль натягивает влагу), поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

    Духовка должна быть на минимальной температуре

    Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки

    Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой

    Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

Время сушки изделия из солёного теста зависит от толщины самого изделия. А также от применённого рецепта изготовления. Так, тесто с содержанием масла, крема и т.д. сохнет намного дольше теста без маслосодержащих добавок.

Во избежания потрескивания изделия можно производить сушку в три - четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу-полтора, потом перерыв часа на два - на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включить духовку на минимум с открытой крышкой.

При естественной и духовковой сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули и сохнет уже обратной стороной.

Цели занятия:

    Образовательные:

    • учить приемам лепки из цветного теста;

      учить пользоваться шаблонами и инструментами;

    Развивающие:

    • развивать эстетический вкус;

      знакомить детей со свойствами соленого теста;

      развивать координацию движений и мускулатуру рук, пальцев;

    Воспитательные:

    • аккуратность в работе;

      самостоятельность;

      творческое отношение к работе;

      воспитывать культуру труда.

Материалы и инструменты:

Для учащихся: инструменты для лепки, стержень от шариковой ручки, мука, вода, соленое тесто, гвоздика, картон, клеёнка, тряпочка для рук.

Для педагога: образец готового изделия, шаблоны, соленое тесто для демонстрации приемов лепки, технологическая карта последовательности изготовления изделия.

Ход занятия

Этапы занятия

I Организационная часть (1 минута)

Приветствие.

Организация учащихся.

Проверка готовности к занятию.

II Вводная часть (5-7 минут)

1. Беседа «День Святого Валентина».

2. Объявление темы занятия.

3. Демонстрация готового изделия.

Подарки ко дню всех влюбленных. Различные виды валентинок.

III Основная часть (10 минут)

1. Анализ образцов изделия.

2. Инструменты для работы.

3. Организация рабочего места.

4. Коллективное составление плана работы.

    материал: соленое тесто;

    валентинка вырезается по шаблону из раскатанного в лепешку теста;

    наносится рельефный рисунок по краю сердечка стержнем от шариковой ручки;

    отдельно вылепливаются листики, наносится рельеф;

    вылепливается яблоко, для серединки используется гвоздика;

    детали соединяются между собой водой;

    после того как валентинка высохнет её можно покрыть лаком.

Инструменты: скалка, стека, стержень для шариковой ручки.

При работе использовать клеёнку, картон, тряпочку для рук.

План работы:

    раскатать тесто толщиной 1 см.;

    вырезать по шаблону сердечко;

    сделать рельефный рисунок стержнем от шариковой ручки;

    заготовить детали листьев и яблоко;

    компоновка и соединение деталей на валентинке;

IV Практическая работа (20 минут)

1.Вводный инструктаж по заготовке валентинки.

2.Самостоятельная работа.

3.Инструктаж по заготовке деталей.

4.Самостоятельная работа.

5.Оформление работы.

6.Анализ лучших работ.

Обратить внимание на организацию рабочего места.

Обращать внимание на типичные ошибки.

V Итоговая часть (2-3 минуты)

1.Уборка рабочего места.

2.Анализ работы группы.

Убрать остатки теста, вымыть инструменты и клеёнку, сложить инструменты и шаблоны в коробочку.

Цель: Изучить технологию изготовления декоративного подсвечника из соленого теста. Создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.

  1. Научить изготавливать декоративные подсвечники из соленого теста.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Формировать умение преодолевать трудности.
  4. Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Форма занятия: беседа, игра, практическая работа.

Время проведения занятия: 40 минут.

Наглядность, материально-техническое обеспечение: фигурки и фотографии кошек, фотографии сувениров, картин из соленого теста. Подсвечник в форме кота (образец), клеенки, соленое тесто, свечи (чайные в гильзе), стаканчики с водой, кисти.

Для конкурса “Котофей”: 2 резиновых мяча, корзина или картонная коробка.

Ход занятия

1 этап. Организационно-подготовительный.

Здравствуйте ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. Сегодняшнее занятие необычное.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?

  • Вы любите играть?
  • А загадки отгадывать умеете?

Тогда отгадайте загадки:

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днем все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка.
(Кот)

Молодцы. Это все о кошках.

Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Ее почитали как божество и олицетворяли с радостью.

На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье.

В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье.

Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.

Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.

А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.

Тема нашего занятия: “Лепка подсвечника-кота”.

Что же такое подсвечник?

Подсвечник – это подставка для свечи.

Подсвечники бывают медные, серебряные и бронзовые. Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер, а свечи в подсвечниках создают в доме особую атмосферу таинственности.

Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста.

2 этап. Основной.

Сначала мы немного поиграем. Проведем конкурс, который называется “Котофей”.

Для этого мне нужны 2 команды (Дети самостоятельно делятся на две команды.) Придумайте названия своим командам. Я дам вам мячи, а вы будете по очереди бросать их в корзину, каждое попадание принесет команде 1 волшебный балл, то есть противоположную команду нужно превратить в “Котофея”. Победит та команда, которая быстрее превратит соперников в “Котофеев” (1 балл = одна буква слова). “Котофеи” должны будут исполнить желание победителей - дружно мяукнуть три раза. (Идет конкурс)

Пока вы восстанавливаете силы после конкурса, я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики. Дам рецепт приготовления соленого теста.

В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскаленных камнях.

Древние египтяне еще 5000 лет назад выпекали множество различных сортов хлеба.

А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.

Но из теста выпекали не только хлеб.

Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы - марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия.

В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

Хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Соленое тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.

Рецепт соленого теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды. Главное хорошо вымесить и размять, пока тесто не станет эластичным.

Важный момент: замешивая тесто, думайте о чем-то приятном, хорошем, и тесто впитает в себя доброе и ласковое прикосновение ваших рук.

Давайте вспомним, как лепить из соленого теста.

Из теста лепят почти также как из пластилина или из глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. А вот палочку колбаску делают иначе. Только на столе. И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится.

Для того чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.

Вы немного отдохнули, теперь поработаем.

Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:

1. “Мишка карабкается по дереву” (передвигать пальцы по карандашу вверх).

2. “Кулак-ладошка” (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот) .

3. “Добываем огонь” (потереть ладошку ладошкой) .

Мы повторили, как надо работать с соленым тестом, приступаем к выполнению подсвечника.

Практическая часть:

1. Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.

2. Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.

4. Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.

5. Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).

6. Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.

7. Далее работаем над мордочкой. Скатайте два шарика, расплющите их и приклейте на мордочку - это щечки. Скатайте шарик – носик и приклейте чуть выше щечек. Прикрепите глазки. Для глаз можно использовать гвоздику.

8. Украшаем кота усами. Вставьте леску в щечки по 3 шт. в каждую.

9. Наш подсвечник-кот готов. Оставляем его на сушку.

3 этап. Контрольный.

Скажите ребята,

  • С каким материалом мы сегодня работали?
  • Чем же тесто отличается от других материалов для лепки?
  • Что нового вы узнали о нем?
  • Каким должно быть настроение при замешивании теста?
  • Вам понравилось то, что вы сегодня делали?

(Ответы детей)

4 этап. Итоговый.

Ребята, посмотрите какие замечательные подсвечники, мы с вами вылепили из соленого теста. Все мы делали одинаковую работу, лепили из одного и того же материала. Но коты получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. Этим и хороши поделки-сувениры, сделанные своими руками.

Все молодцы. Спасибо за работу.

5 этап. Информационный.

На следующем занятии мы будем раскрашивать готовые работы, поэтому приносим краски, кисти и не забываем свои умелые ручки. До свидания.

Используемая литература

  1. Антипова М.А. “Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками”, Ростов-на-Дону,ИД “Валдис”, 2008.
  2. Чаянова Г.Н. “Соленое тесто для начинающих”,М.,ООО “Дрофа-Плюс”, 2005.
  3. Чибрикова О.В. “Подарки к праздникам. Делаем сами”,М., “Эксмо”, 2006.

Из опыта работы. ДОУ

Кораблева О.Л.

Творческие задания на занятиях по лепке

Барельефы и горельефы

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие

для детей и взрослых

Использование занятий по лепке из соленого теста и

включение элементов из соленого теста в детские творческие работы, выполненные в смешанной технике

Лепка из соленого теста – увлекательное занятие, как для взрослых, так и для детей. С удовольствием лепят из соленого теста малыши, дети старшего возраста и их мамы и бабушки. Занятие приносит неповторимые тактильные ощущения от такого доброго и душевного пластического материала как тесто, и кроме того дает приятные ощущения простоты и легкости созидания, создание своих собственных маленьких «творений», превращая процесс лепки в настоящий творческий процесс. Особенно полезно это занятие для детей, так как помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение, что позволяет найти еще один подход к работе с детьми, перевозбужденными и активными, а с другой стороны – активизирует детей менее активных, включая в работу мускульный аппарат и развивая общую моторику. Лепка, как один из видов изобразительной деятельности, является превосходным тренингом для выработки двигательной активности, чувствительности и гибкости пальцев. Если занятие по тренировке движений пальцев проводить систематически, это будет служить мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Известно, что правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому можно сказать, что успех развития наших детей во многом «лежит ни кончиках их пальцев». И лепка, в том числе и лепка из соленого теста, является одним из видов творческой деятельности, разносторонне развивающей детей младшего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возрастов.

На наших занятиях кроме различных видов традиционной лепки из пластилина, а также живописной лепки и объемной композиционной лепки на плоскости, мы используем барельефную, горельефную и фигурную лепку из соленого теста. Соленое тесто имеет некоторое преимущество перед глиной: мука, соль, вода – это самые доступные по средствам материалы. Соленое тесто пластично, не так сильно пачкает руки и не тает, как пластилин, к тому же дает возможность широкопланового экспериментирования, как с самим пластичным материалом (его можно тянуть, расплющивать, скатывать, раскатывать в лепешку скалкой, присбаривать, скручивать, резать ножом и кондитерскими формочками продавливать через ситечко или чеснокодавку, протыкать, сушить, запекать), так и с выбором инструментов, приспособлений для лепки и предметов для создания рельефа на поверхности деталей (скалочка, ситечко, чесноковыжималка, кисточка, формочки для вырезания теста, стеки, зубочистки, расчески, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, портновское колесико, насадки для кондитерского шприца, одноразовые вилки и зубчатые ножички, формочки для лепки из песка и т.д.). Соленое тесто – уникальный материал. Его можно сочетать с природными и декоративными материалами: шишками, камушками, ракушками, песком, засушенными растениями и семенами, кусочками кружев и лоскутками, кусочками кожи, бусинками и пуговицами. Поделки можно после сушки раскрашивать гуашевыми и акварельными красками или оставлять не раскрашенными, сохраняя золотистый цвет хлеба (после запекания) или молочный (после сушки на воздухе), - в этом тоже есть своя оригинальность.

Существуют некоторые несложные технологические правила работы с данным материалом, которые нужно выполнять, чтобы добиться наилучшего результата труда в условиях изостудии.

Рабочее место. Влажность и температура в помещении имеют некоторое значение, так как при высокой влажности и температуре изделия во время лепки будут расплываться на рабочем столе и терять свою первоначальную форму. Поэтому в помещении должно быть прохладно и руки тоже должны быть прохладными – можно вымыть их перед началом работы холодной водой, одновременно используя данную процедуру как закаливающий элемент. Оптимальная температура в помещении не должна превышать 20 градусов. Поверхность стола, на котором вымешивается и раскатывается тесто, должна быть гладкой и ровной. Для детей в качестве рабочей поверхности используются пластиковые доски. Лишних предметов на рабочем пространстве стола быть не должно – необходимые в ходе творческой работы инструменты и материалы лучше выдавать индивидуально по мере необходимости. Поэтому приспособления, инструменты и дополнительные материалы лучше расположить на отдельном столике. Если работа не большая материалов и будет использовано не много, то размещения можно воспользоваться одноразовыми секционными пластиковыми тарелками или секторными контейнерами. Последний вариант удобен тем, что в ходе работы ребенок самостоятельно принимает решение об использовании различных материалов, создавая свой художественный образ.

Замешивание соленого теста. Осуществляется преподавателем, воспитателем перед занятием или накануне, в последнем случае тесто помещается в полиэтиленовый пакет и в холодильник, что способствует повышению качества массы для лепки. На кружковых занятиях в подготовительной к школе группе можно предложить детям замесить тесто самостоятельно. Тогда для замешивания теста в индивидуальном порядке детям понадобятся: фартуки, неглубокие эмалированные или металлические чашки, миски, стаканы (емкости) для измерения сыпучих продуктов и измерения объема жидкости, ложка или палочка для перемешивания.

Приготовление соленого теста. Классический рецепт соленого теста: 1 стакан соли (200 г), 2 стакана муки (200 г), 3\4 стакана воды (125 мл). Смешать соль с мукой, развести смесь водой, вливая ее в углубление. Замесить тесто, как на пельмени или лапшу, чтобы к рукам не прилипало. Хорошо вымесить до эластичности.

Лучше использовать белую пшеничную муку высшего сорта с высокой клейковиной. Помимо пшеничной можно использовать ржаную или смешанную в соотношении 1:1 пшеничную и ржаную. Ржаная мука придает тесту коричневый оттенок, отдаленно напоминающий цвет глины, что можно использовать в неокрашенных изделиях. Тесто из одной ржаной муки менее эластично, чем тесто из пшеничной муки, поэтому используют добавки: картофельный крахмал (1 столовая ложка), обойный клей (1-2 чайные ложки), клей ПВА, растительное маслонебольших количествах). Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое не плесневеет. Для того чтобы изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую – «Экстра». Вода должна быть чистой. Если замесить тесто на предварительно охлажденной воде, то оно будет более эластичным. Тесто можно сделать цветным на стадии замешивания или вымешивания, добавив порошковые пищевые красители или какао – порошок и кофе для получения коричневых тонов. Цветное тесто при высыхании немного светлеет, поэтому окрашивание производят из расчета один пакет красителя на 100-150 г теста, красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому их можно использовать для окрашивания 200-300 г теста. Можно приготовить цветное тесто, добавив при замешивании гуашевые краски, только необходимо учесть, что в дальнейшем такое цветное тесто будет окрашивать руки.

Необходимо учесть, что дети в процессе работы с тестом старательно его разминают и играют с материалом, отчего тесто быстро становится мягким и липким, поэтому замесить его следует покруче. Лепить лучше всего сухими руками, чтобы тесто не прилипало, или в ходе работы обмакивать пальцы в муку.

Хранение теста. Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Цветное тесто храниться отдельно друг от друга. Желательно не хранить тесто более 2-3 дней, так как при длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок, в готовом изделии могут выступать нежелательные пятна.

Лепка. В зависимости от поставленной задачи лепка из соленого теста может быть поэлементной или фигурный. Отдельные элементы, вылепленные в основном на базовой форме шара (палочки, ленточки, куличики, лепешки), объединяются в простые формы (цветочек, листья, снеговик, солнышко и т.п.), из которых составляется композиция. Если выполняется много отдельных элементов, работа не закончена или необходимо прерваться, то готовые элементы и тесто накрывают полиэтиленом, чтобы тесто не покрылось корочкой и не потрескалось при нанесении рисунка. Общий кусок теста тоже хранят в полиэтилене. При фигурной лепке необходимо учитывать размеры будущих фигурок: он не должен превышать 5 см. Фигурки большего размера при сушке могут растрескаться, кроме того внутри больших фигурок возможно образование полостей, что тоже может привести к глубоким трещинам.

Скрепление деталей. Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, понадобиться зубочистки и кисточка с водой. Для соединения маленьких деталей (глазки, пуговички и др.) достаточно аккуратно смочить места соприкосновения зубочисткой, так как кисточка может оказаться слишком мокрой. Более крупные детали соединяют аналогично, но уже при помощи мокрой кисточки. Большие детали, например, комочки для снеговичка скрепляются при помощи зубочисток, которые служат стержнем-основанием для нанизывания шариков-комочков, смоченных в местах соприкосновения. Нужно избегать попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка. Сушить изделие из соленого теста можно естественным образом и в духовке. Естественная сушка осуществляется в теплом месте на воздухе. У данного вида сушки есть недостатки: на изделии могут появляться трещинки, потому что внутри оно просыхает медленнее, чем на поверхности. Причиной трещин может оказаться сквозняк. Повышенная влажность в помещении так же мешает сушке. Летом можно выставить изделие на солнце. Большая толщина изделия при естественной сушке может привести к тому, что изделие внутри закиснет, прежде чем просохнет. Сушка в газовой духовке требует внимательного контроля. Чтобы изделия не пригорели, под противень нужно поставить емкость с водой. Ставят противень в хорошо разогретую духовку и ждут момента подрумянивания, чтобы форма зафиксировалась и не деформировалась, после чего пламя убавляют иначе возможно вздувание или растрескивание изделий с обратной стороны. Изделия, окрашенные пищевыми красителями сушат при температуре не более 125 градусов, иначе возможно изменение первоначального цвета. Полностью просушенное изделие легко снимается с противня. Чтобы убедиться, что изделие внутри не сырое – постучите пальцем. Если звук звонкий, то оно просушено, если приглушенный – не досушено. При сушке можно приоткрывать дверцу духовки, что не повредит изделию, но поможет регулировать температуру внутри. Сушка в электрической духовке начинается при низкой температуре с постепенным ее увеличением. Чтобы подобная сушка не была очень длительной и энергоемкой, можно просушить изделие в течение 2-3 дней естественным образом, а затем досушить в электроплите. Для этого противень сначала ставят на 1-2 часа при температуре 50 градусов, затем поднимают температуру до 75 и держат еще 2-3 часа. После этого печь отключают и оставляют изделие на ночь. Если после этого обратная сторона изделий не просохла, то их переворачивают и сушат до готовности.

Подрумянивание. Используя подрумянивание можно одноцветной композиции придать многоплановость, а монохромные композиции коричневых тонов из теста окрашенного при помощи какао, кофе или выполненных из ржаной муки – дополнить шоколадными оттенками. Подрумянивание производят при температуре 180-200 градусов, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. Если противень стоит вверху духовки, то первыми потемнеют самые выступающие вверх части изделий, а если противень стоит внизу – подрумяняться самые тонкие части работ. Кроме того, по-разному подрумянивания отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.

В микроволновой печи изделие из соленого теста сушить не следует.

Склейка . Если в результате сушки или транспортировки готовых изделий отломился кусочек, то его приклеивают при помощи клея ПВА или универсального клея «Момент». Желательно после склеивания оставить изделие на сутки. При изготовлении композиции из готовых элементов на холсте, картоне, оргалите их также приклеивают на фон при помощи данных видов клея.

Хранение изделий . Хранить изделия из соленого теста следует в сухом помещении: влага может непоправимо их испортить.

Примеры занятий по лепке из соленого теста

в разных возрастных группах

Тема и задачи занятия

Рисунок

Младшая группа

«Колобок» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Рисование на гафрокартоне: «Дорожка для колобка».

Занятие 2 . Знакомство с особенностями материала на доступном уровне. Игра с материалом: сминание, сплющивание, сдавливание, прищипывание, растягивание, скатывание. Лепка простейшей формы.

«Яблочко» (фигурная лепка). Показать детям разнообразие пластических материалов (возможности пластилина и теста): пластичность, вязкость, вес, цельность массы. На основе простейших форм учиться передавать выразительные образы (вкусное яблочко).

Средняя группа

«Зайка в белой шубке» (фигурная лепка). Провести сравнительный анализ материалов для лепки: пластилин и тесто, определить их сходства и различия. Показать приемы скрепления деталей из теста и приемы нанесения рельефного рисунка.

«Натюрморт» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1 . Лепка. На основе простых форм учиться самостоятельно передавать знакомые образы: яблочко, груша, слива, апельсин. Создавать композицию, продуманную по размеру, форме и цвету.

Занятие 2. Раскрашивание барельефа гуашью, декорирование тесьмой, кружевом.

Старшая группа

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф).

Отработка приемов лепки элементов из теста. Передача движения. Знакомство со способами соединения деталей и креплением на фоне-картоне. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

«Елочка, елочка, нарядная иголочка» (фигурная лепка). Макетирование образа конструктивным способом на каркасе из конусообразных форм с выполнением «бахромы» при помощи стеки-ножика. Самостоятельное декорирование снежного сугроба рельефным рисунком, ветвей ели блестками, пайетками, бисером.

«Мартовские кошечки» (барельеф). Два занятия.

Занятие 1. Отработка приемов лепки из теста: придание шарообразному комочку формы, напоминающей сидящую кошечку (получение формы типа «матрешка», вытягивание из общего куска «ушек», «хвостика», прищипывание «ушек»); выполнение лапок рельефным процарапыванием. Самостоятельное составление и склейка композиционных элементов на фоне-картоне, декорирование мелкими элементами из теста.

Занятие 2.Роспись композиционных элементов, декорирование дополнительными материалами.

«Гвоздика » (горельеф).

Коллективное панно.

Занятие 1 . Выполнение фона для коллективной работы «С праздником Победы!» (гуашь).

Занятие 2 . Закрепление приема нарезания «бахромы» на полоски теста, выполнение зубчиков встречным движением; сборка соцветия; самостоятельное выполнение стебля и листьев гвоздики. Сборка праздничной композиции.

Подготовительная к школе группа.

«Русская красавица» (барельеф в смешанной технике). Два занятия.

Мекетирование образа девушки конструктивным образом на каркасе-палочке. Экспериментирование с различными материалами: тестом, тканью, кружевом, тесмой, картоном, проволокой. Декорирование дополнительными материалами по замыслу: крупами, пайетками, бисером, бусинами, пуговицами и природными материалами.

«Куколка» (фигурная лепка).

Фантазийная работа из белого соленого теста и окрашенного какао-порошком, кофе. Знакомство с поэлементной фигурной лепкой, способами скрепления деталей при помощи мокрой кисточки и фрагментов зубочисток, со способом изготовления волос при помощи чеснокодавки. Декорирование одежды куклы рельефным рисунком, оттисками.

Занятие по тестопластике в старшей возрастной группе.

Картина на стену:

«Пляшут зайки на полянке» (горельеф)

Задачи

Учить детей создавать выразительные образы соленого теста и передавать движения. Отрабатывать приемы лепки элементов из теста. Познакомить со способами соединения деталей картины. Самостоятельное декорирование рельефным рисунком и резными элементами из теста.

Материалы, инструменты, оборудование

Соленое тесто, пластиковые доски, лоток с мукой (для подсушивания кончиков пальцев), стаканчик с водой (для склейки элементов), кисть, зубочистки, клей ПВА, композиционный фон-картон, шнур или сутаж для крепежа; для выполнения декоративных резных и контррельефных оттисков – стека, рельефные пуговицы, крышки от фломастеров, насадки для кондитерского шприца, одноразовая вилка и зубчатый ножичек.

Педагог читает или напевает стихотворение Г. Лагдынь, предлагает представить и показать, как пляшет зайка:

Зайка, зайка, попляши!

Посмеши нас, посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Затем педагог раздает материал для лепки, чтобы изготовить друзей – зайчат, пляшущих на заснеженной полянке. Предлагает детям самостоятельно определить порядок работы: что нужно слепить сначала, что потом? (Сначала лепим снежные сугробы, потом зайчат.)

Правильно. А начать нужно с подготовки фона для картины: закрепить тесьму, завязав на узелок или крепкий бантик. Если мы это сделаем в конце работы, то повредим изображение.

Вылепленные элементы мы сразу будем переносить на композиционный фон картины, фиксируя крупные элементы клеем ПВА, а маленькие элементы будем соединять между собой при помощи мокрой кисточки.

Сугробы выполним в виде барельефа, чтобы придать объем нашей картине. На готовых «сугробах» разместим объемные фигурки пляшущих зайчат (горельеф). Собирать и склеивать «зайчат» будем сразу на фоне-картоне, чтобы избежать повреждений при переносе фигурок с места на место.

Для декорирования готовой композиции можно использовать вырезанные стекой из тонкого пласта теста звездочки-снежинки. Сугробы украсить контррельефным рисунком, оттисками.

Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечного зайчика или рисунок и определить форму будущих элементов лепки (овоиды, шар), их размер, количество.

Дети начинают лепить элементы композиции и размещать их на фоне-картоне: задний план сугробов, передний план, зайчики (туловище-овоид, голова-шар или овоид, ушки, лапки). Заканчивают работу декорированием по замыслу.

После занятия

Дети рассматривают готовые композиции, рассказывают о характерах своих героев, их настроение.

После сушки, сделанные работы используются для декорирования кукольных уголков или природных уголков.

Можно провести общую выставку объемных картин из соленого теста и организовать игру «Экскурсовод».

Из истории тестопластики

На Русском Севере в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигур людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали родным и знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

«Солнце» и «соль» - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища некрасна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай – встречать дорогого гостя хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Гостеприимных людей в народе издавна называли хлебосолами.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди покланялись богам природных стихий, а фигурки, вылепленные из соленого теста, использовались в ритуалах жертвоприношений. Даже выпекание знаменитого каравая было почетной и ответственной обязанностью, выпекать священный каравай мог не каждый. Торжественный обряд длился несколько дней при участии придворных «каравачатов». Существовали обрядовые жернова для приготовления муки. Складывали песни с просьбами о помощи в замешивании теста, в которых люди просили, сойти бога с небес и принять участие в приготовлении каравая. Особую значимость имели свадебные караваи, с которыми до сих пор встречают новобрачных на пороге дома… Интересно, что в украинском фольклоре бог также олицетворяется в каравае, который называли дивень, дивный каравай. В Белоруссии каравай сравнивался со светилами – солнцем и луной. По поверью каравай, прежде чем вернулся на землю, побывал на небосклоне, где встречался с зарей и видел звезды. В старину каравай обязательно украшали вылепленными символическими фигурками животных и птиц.

У славян в древности год начинался в марте. Зазывая весну выпекали фигурки жаворонков, с которыми дети залезали на крыши сараев и деревья, чтобы весна их «увидела». А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях, водили хороводы, разжигали костры. Заканчивался праздник сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

В день мартовского солнцестояния отмечали еще один праздник, связанный с хлебом, - Масленицу. Пекли блины и угощали всех, ходили в гости, устраивали гуляния.

В России во многих областях сохранилась традиция выпекать фигурки из теста «козули» (в Архангельской губернии) и «коровки» (в Сибири и в Центральных областях России), которые раньше символизировали увеличение поголовья скота и урожайный год. Выпекали их на древний ритуальный праздник «коледа». Овечки и коровки из теста означали для крестьянина целое стадо, голубь – богатый урожай.

В других странах также существуют праздники, связанные с тестом. Во Франции 2 февраля отмечается Сретение Господне. В этот день пекут блины и даже устраивают своеобразные соревнования, кто выше подбросит блин со сковородки. Также во Франции есть праздник, традиция которого зародилась еще в 4 веке. Он посвящен приходу волхвов. В этот день пекут «пирог королей», в который закладывают боб. Пирог разрезают на количество гостей, и тот кому повезет его найти, может целый год рассчитывать на удачу и счастье.

Очень давно придумали выпекать необычные фигурные хлеба. Просто виртуозами по выпечке таких хлебов были в свое время итальянские мастера.

А в нашей стране очень полюбились фигурные пряники, которые дарили ко дню рождения, преподносили невесте на свадьбе, дарили в знак уважения и в качестве благодарности. Печатные пряники изготавливали при помощи печатных деревянных форм: плоских досок с контррельефным узором. Чуть позже (в 18 веке) появились пряники с жанровыми сценами, а украшать их стали подкрашенным сахаром, глазурью и даже специальной позолотой. Из сахарного сиропа плели «чудо-кружева». Архангельские пряники выпекали не только в виде фигурок птиц, зверей, но даже в виде фантастических животных и Деда Мороза, снегурочки. Знаменитые тульские пряники прославились на всю Россию и далеко за рубежом.

Многие исконно русские традиции сохраняются или вновь возвращаются. И замечательно, что многие из них связаны с хлебами-пирогами, пряниками и блинами. И самым известным сказочным «долгожителем» из нашего детства и детства наших бабушек и дедушек является Колобок!

    Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. Раздел 6. Тестопластика. – М.: изд.дом «Карапуз», 2009.

    Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – Пресс книга. – (Золотая библиотека увлечений), 2008.

    Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов н\Д: изд.дом «Владис»; - М.: изд.дом «РИППЛ Классик», 2007.