Меню Рубрики

Идея и проблема литературного произведения. Подготовка к егэ - универсальный справочник. Тематика, проблематика, смысловые мотивы

Введение………………………………………………………………………3стр.

1. Тема художественного произведения…………………………………….4стр.

2. Идея художественного произведения…………………………………….8стр.

3. Заключение……………………………………………………………..…11стр.

Список используемой литературы……………………………………… .12стр.

Введение.

Для него мысль имеет продуктивные способности, и когда мы смотрим на театральное шоу или просто читаем роман, мы имеем дело не с именами, а с объектами. С вещами, другими словами, реальными. Ясно, что здесь возникает вопрос в разных терминах, возможно, даже более общий, в отношении того, что происходит, цитировать современное более знакомое нам, что для роста и обширности интересов можно подойти к Ингардену, для Кроче. На самом деле речь идет не столько о том, чтобы стереть паутину светских теорий красоты в искусстве и показать, что художественный жест относится к категориям духа как интуиции; вместо этого речь идет о том, чтобы найти приемлемое посредничество между крайними позициями Гуссерля и опытом, который у нас есть, с одной стороны, чувствительных объектов, а с другой - объектов плодов художественного творчества.

Воспроизводя жизнь в слове, используя все возможности человеческой речи, художественная литература превосходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания.

Изображенное в лирическом произведении пересказать, как правило, вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что познается в произведении, и то, что в нем изображается.

Что тогда отличает два типа объекта? Для Ингардена произведение искусства обязано своим «экзистенциальным фундаментом» только жестом художника; в отличие от, например, физической теории, которая начинается с наблюдения разумного мира и поэтому обладает двойной онтологической основой. Таким образом, произведение искусства, подобно содержащимся в нем предметам, не относится к разумной реальности; но и это не исключительно умственный продукт. Мысль, говорит нам Ингарден, всегда включает в себя проекцию преднамеренной объективности, роль которой существенна именно в тех случаях, когда объект отсутствует: в частности это происходит, когда мы даем смысл языковым структурам, то есть когда мы позволяем мысли украшенные словами и предложениями.

Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Познаются общие, существенные особенности жизни. Индивидуальные поступки и переживания персонажей и героев служат способом выражения идейно-эмоционального осмысления и эмоциональной оценки общего, существенного в жизни.

В этом случае «онтологическая база» лежит за пределами комплекса объективности, которую мы проецируем через лингвистическую структуру, за пределы ореола или субъективных «примесей», которые сам язык захватывает. Онтологическая база, однако, не сразу доступна, но тем не менее присутствует и конкретно работает. С другой стороны, если рассматривать произведение искусства во всей его полноте, то конкретизация, которая происходит в нем во время чтения, обеспечивается структурой умышленных объектов, которая находит само чтение, каждое конкретное чтение; и это, по мнению автора, увлекательный проход, так как именно эти «примеси», от которых читатель не знает, как раздеться.

Анализ произведения и должен заключаться в том, чтобы через внимательное рассмотрение всего непосредственно изображенного углубиться до понимания выраженной в нем эмоционально-обобщающей мысли писателя, которую часто называют идеей. Содержание художественного произведения заключает в себе разные стороны, для определения которых существуют три термина - тематика, проблематика, идейно эмоциональная оценка.

Звуки и мысли, окружающая среда, случайное присутствие, которое чтение как «действие в истории» не исключает, - это все элементы, которые способствуют выполнению функции работы; ингредиенты поэтому, хотя и не определены априори, без которых последнее не могло быть. Или в других текущих терминах, случайных в сознании читателя, к которым, со стороны работы, соответствуют производные, лишенные примесей, которые превосходят прежние, но которые нуждаются в тех, кто живет жизнью, соответствующей искусству.

Ингарден развивает свою теорию, применяя ее к сознательно ограниченному масштабу литературной критики; однако масштабы и смысл этого выходят далеко за пределы, особенно если мы рассмотрим работу нашего автора в целом. Возможно, поздний, но смелый выбор публикации или переиздания его работы на родном языке повредил популярности Ингардена за пределами Польши; тем не менее, литературное произведение искусства является краеугольным камнем грандиозного строительства, которое ничего не завидует наследию Хайдеггера или Сартра или Гуссерля, и, повторяем, стоит прочитать целиком.

Начинать анализ, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тематики.

Анализ литературного произведения способствует уяснению всего многообразия изображенной картины жизни, в проникновении в ту сложность проблематики, или тематики, произведения (т.е. во всё сцепление поставленных вопросов, в конечном счете, восходящих к основной проблеме), которая только и позволяет действительно понять тему во всей его конкретной и неповторимой значимости.

Комитет подготовил и предисловие написал Вальтер Захнер, редакционное сотрудничество Норберта Шмидта, перевод Карела Шпруна. Три недели назад издательство «Триада» вместе с Центром богословия и искусства на католическом богословском факультете Карлова университета издало комитет работ Романо Гвардини, посвященный изобразительному искусству и архитектуре, подготовленный и прокомментированный Вальтером Захнером. Понятно, что созвездие заинтересованных сторон не случайно. Триада работает на чешском книжном рынке как издательский дом, который долго и систематически посвятил себя введению основных теоретических текстов по искусству, которые в то время отражали самые современные или просто авангардные мыслительные потоки.

Всё, о чём писатель рассказывает нам (события, положения и характеры) в произведении, подчинено задачам постановки и решения единой основной проблемы, которая раскрывается во всём содержании произведения.

1.Тема художественного произведения.

Тема (гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) - это предмет познания. Тематика - это те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании или сочинении, в произведении искусства, в частности художественной литературы.

Помимо других изданий литературно-научных, историко-философских, он также представляет книги о духовной жизни и христианской духовности. Выбор текстов Гвардини, который лежит на границах между эссе об искусстве, с синтетическими амбициями, с духовными речами или размышлениями, кажется логичным. Центр богословия и искусства стремится, как уже выращено в своем названии, к диалогу между современной архитектурой и изобразительным искусством и их богословской и литургической рефлексией. В рамках этой деятельности он сотрудничает с зарубежными экспертами в этой области, чья работа пользуется популярностью в Чешской Республике и которые они пытаются представить заинтересованным людям также через свободный цикл лекций.

Предметом изображения в произведениях художественной литературы (словесности) могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.). Иногда изображаются даже фантастические существа - говорящие и мыслящие животные и растения, различного рода духи, боги, великаны, чудовища и т. п.

Чешский читатель получает в руки тома, который в значительной степени дополняет образ Гвардини - мыслителя и ученого не только в богословских, литургических и духовных областях, но и в культурном и художественном. В нем Гвардини переименовывает основные христианские проблемы во время конца модернизма и возникающего постмодернизма, который он смог отличить очень точно в точном анализе современных мыслей и литературных и художественных произведений. Романо Гвардини был одним из самых выдающихся героев христианского мышления прошлого века.

Но основным предметом познания в художественной литературе (в ее отличии от синкретического словесного творчества первобытного общества) являются характерные особенности человеческой жизни в ее социальной сущности. Иначе говоря - это социальные характеры людей как в их внешних проявлениях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни, в состоянии и развитии их мыслей и переживаний.

Итальянская семья и немецкое образование позволили ему вырасти вместе с учеными с чувством искусства, а также литературной красотой сложного языка, который, однако, оставался глубоко смиренным, а в его посланиях понятным и понятным в лучшем смысле. Одним из главных моментов его интереса было литургическое обновление и стремление расширить литургическое движение от монастырей к приходам, общинам и общинам. Здесь, в сотрудничестве с архитектором Рудольфом Шварцем, они также адаптировали часовню замка и праздничный зал для нужд восстановленной литургии.

Термин тема часто употребляется в разных значениях. Слово thema греческого происхождения, на языке Платона оно означает положение, основу. В науке о литературе темой чаще всего называют предмет изображения. Тема скрепляет все части художественного текста, придает значениям его отдельных элементов единство. Тема – это все то, что стало предметом изображения, оценки, познания. В ней заключен общий смысл содержания. О. Федотов в учебнике по литературоведению приводит следующие определение категории тема: «Тема – это явление или предмет, отобранный, осмысленный и воспроизведенный определенными художественными средствами. Тема сквозит во всех образах, эпизодах и сценах, обеспечивая единство действия». Это объективная основа произведения, его изображаемая часть. Выбор темы, работа над ней связаны с опытом, интересами, настроением автора. Но в теме нет оценочности, проблемности. Тема маленького человека – традиционна для русской классики и характерна для многих произведений.

Однако в начале десятилетия он занимался отдельными произведениями искусства и пытался сформулировать некоторый систематический подход к изобразительному искусству. В дополнение к известному сотрудничеству с архитектором Шварцем и ее оковы, он пытается перестроить свои отношения к современному изобразительному изображению из текстов Гвардини и биографических фрагментов. Работа Гвардини довольно фрагментирована Захнером.

Вера в возможность ясного ответа на этот вопрос была взята в его постмодернистском подходе в релятивистском подходе. который устанавливается: отношения между автором и миром, отношениями образом в сознании создателя образа и воображением зрителя и работой, связанную с ближайшим будущим, которое для Гуардини принимает непосредственно эсхатологический характер и дает каждому истинное произведение искусства религиозного измерения. Культовый и благочестивый образ - это, безусловно, самый важный и современный текст всего комитета.

В произведении одна тема может доминировать, подчинять себе все содержание, весь состав текста, такую тему называют главной или ведущей. Такая тема – это главный содержательный момент в произведении. В фабульном произведении – это основание судьбы героя, в драматическом – сущности конфликта, в лирическом она образуется доминирующими мотивами.

Гвардини заметил принципиально различную природу ранних средневековых картин или значков по сравнению с эпохой Возрождения и позже. Хотя иконический образ является «продолжением» догмы и таинства, благочестивый образ является «продолжением» личной веры и внутреннего поиска ее создателя. Самое важное наблюдение - это, вероятно, наблюдение, что мы не воспринимаем культовый образ как произведение искусства, мы не рассматриваем его стиль, технику и т.д. И что его законное место находится в святилище.

Другими словами, культовые картины на самом деле не являются искусством в современном смысле, а их расположение в галереях и музеях нелогично и поэтому неестественно. Согласно Гардини, невозможно получить религиозный образ из культового образа, но нужно сказать, что это определенная временная последовательность. Прорывный момент для Гвардини - пик средневековья.

Часто главная тема подсказывается названием произведения. В заглавии может быть дано общее представление о жизненных явлениях. «Война и мир» - это слова, обозначающие два главных состояния человечества, и произведение Толстого с таким названием – это роман, воплощающий жизнь в этих главных ее состояниях. Но заглавие может сообщать о конкретном изображаемом явлении. Так, повесть Достоевского «Игрок» - это произведение, отразившее губительную страсть человека к игре. Понимание темы, заявленной в заглавии произведения, может существенно расширяться по мере развертывания художественного текста. Само заглавие может приобретать символическое значение. Поэма «Мертвые души» стала страшным укором современности, безжизненности, отсутствия духовного света. Введенный заглавием образ может стать ключом к авторской трактовке изображаемых событий.

В последнем вопросе: «Возможно ли для нас культовая картина?», На что он не дает ясного ответа, как будто он уже слышал еще один известный вопрос: «Неужели сегодняшний человек все еще способен на литургию?» почти тридцать лет спустя. Очевидно, что в концепции литургии и искусства Гвардини эти два вопроса всегда были тесно связаны. Во втором разделе в двух текстах основное внимание уделяется возможностям религиозных образов и изображений и, таким образом, является вкладом в тысячелетие развивающейся дискуссии, которая периодически отклоняется от иконоборческой стороны.

Тетралогия М. Алданова «Мыслитель» содержит пролог, в котором изображается время строительства Собора Парижского Богоматери, тот его момент, когда в 1210-1215 гг. создается знаменитая химера дьявола. Химера в средневековом искусстве – это изображение фантастического чудовища. С вершины собора рогатый, горбоносый зверь, с высунутым языком, бездушными глазами смотрит на центр вечного города и созерцает инквизицию, пожары, великую французскую революцию. Мотив дьявола, скептически созерцающего ход мировой истории, оказывается одним из средств выражения авторской историософии. Этот мотив ведущий, на уровне темы он лейтмотив четырех книг Алданова о мировой истории.

Гвардини демонстрирует, что даже в Ветхом Завете Бог появляется и становится известным, но окончательная возможность религиозного образа основана на Воплощении. Христос - это образ Бога, невидимый, и кто принадлежит ему, принадлежит Отцу. Поэтому религиозная картина не в первую очередь служит образовательной или педагогической функцией, но она должна подготовить путь эпифаний, которые происходят так, как Бог становится человеком, который сам был создан как верный образ Бога. Послевоенное судебное решение Хранителя среди современного художника и одного из немецких государств называется абстрактным искусством в представлении философа.

Нередко заглавие указывает на наиболее острые социальные или этические проблемы действительности. Автор, осмысляя их в произведении, в название книги может вынести вопрос: так произошло с романом «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Иногда в заглавии намечена философская оппозиция: например, у Достоевского – «Преступление и наказание». Иногда содержится оценка или приговор, как в скандальной книге Салливана (Бориса Виана) «Я приду плюнуть на ваши могилы». Но не всегда название исчерпывает тематику произведения, оно может быть провокационным, даже полемичным всему содержанию текста. Так, И. Бунин нарочито озаглавливал свои произведения так, чтобы название ничего не приоткрывало: ни сюжета, ни темы.

Существует не так много анализа абстрактного, не-тонкого искусства, а скорее точное описание доли тоталитарной власти подлинному искусству, которое по своей сути является бесплатным. Такое искусство всегда обозначается как проявление другого мировоззрения, и, кроме того, оно зависит только от природы режима, является ли носитель этого искусства просто издевательством и молчанием или ликвидацией самого себя. Абстрактное искусство во времена национального социализма было отмечено «извращенным» и его сторонниками, которых преследовал режим, независимо от их реального мировоззрения.

Помимо главной темы могут существовать темы определенных глав, частей, абзацев и, наконец, просто предложений. Б. В. Томашевский заметил по этому поводу следующее: «В художественном выражении отдельные предложения, сочетаясь между собой по их значению, дают в результате некоторую конструкцию, объединенную общностью мысли или темы» . То есть весь художественный текст можно поделить на составляющие его части, и в каждой выделить определенную тему. Так, в повести «Пиковая Дама» тема карт оказывается организующей силой, она подсказана названием, эпиграфом, но в главах повести выражены и другие темы, которые иногда сводятся до уровня мотивов. В произведении несколько тем могут быть равновеликими, они заявляются автором так же сильно и значительно, как если бы каждая из них была главной темой. Это случай существования контрапунктических тем (от лат. punctum contra punctum – точка против точки), данный термин имеет музыкальную основу и означает одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. В литературе это – сопряжение нескольких тем.

Особое значение имеет последний раздел книги, посвященный опубликованным мнением Гардини о сущности сакральной архитектуры. По случаю освящения новой церкви Шварца Тела Божьего в Аахене Гвардини сформулировал защиту современных архитектурных форм, используемых в его строительстве, что в то время вызывало волнения инакомыслия в аудитории. Прежде всего, в нем четко говорится, что нет никакой конкретной, навсегда данной формы церкви. Высококачественная архитектура всегда развивается во взаимодействии с вашим конкретным местом, но также и с вашим конкретным временем.

Еще один критерий различения тем – их связь со временем. Преходящие темы, темы одного дня, так называемые злободневные, живут недолго. Они свойственны сатирическим произведениям (тема рабского труда в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Коняга»), текстам публицистического содержания, модным поверхностным романам, то есть беллетристике. Злободневные темы живут столько, сколько им отпущено злобой дня, интересом современного читателя. Емкость их содержания может быть или очень мала, или совершенно неинтересна последующим поколениям. Тема коллективизации в деревни, представленная в произведениях В.Белова, Б.Можаева, сейчас не затрагивает читателя, живущего не столько желанием разобраться в проблемах истории советского государства, сколько в проблемах жизни в новой капиталистической стране. Самых широких пределов актуальности, значительности достигают общечеловеческие (онтологические) темы. Интересы человека к любви, смерти, счастью, истине, смыслу жизни неизменны на протяжении всей истории. Это темы, относящиеся ко всем временам, всем нациям и культурам.

«Анализ тематики включает в себя рассмотрение времени действия, места действия, широты или узости изображенного материала». О методике анализа тематики в своем пособии пишет А.Б. Есин.

В большинстве произведений, особенно эпического рода, даже общие онтологические темы конкретизируются, заостряются в виде актуальных проблем. Для решения проблемы часто нужно выходить за пределы старого знания, прежнего опыта, переоценивать ценности. Третью сотню лет существует в русской литературе тема «маленького человека», но проблема его жизни по-разному решается в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского. Герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин читает «Шинель» Гоголя и «Станционный смотритель» Пушкина и замечает особенность своего положения. Девушкин смотрит на человеческое достоинство иначе. Он беден, но горд, может заявить о себе, о своем праве, может бросить вызов «большим людям», сильным мира сего, потому что уважает человека в себе и других. И ему куда ближе персонаж Пушкина, тоже человек большого сердца, изображенный любовно, нежели персонаж Гоголя, страдальный, мелкий человек, представленный очень низко. Г. Адамович как-то заметил, что «над несчастным своим Акакием Акакиевичем Гоголь, в сущности издевается, и не случайно [Достоевский в «Бедных людях»] противопоставил ему Пушкина, который в «Станционном смотрителе» отнесся к такому же беспомощному старику много человечнее».

Часто понятия тема и проблема отождествляют, используют их как синонимы. Будет точнее, если в проблеме видеть конкретизацию, обновление, заострение темы. Тема может быть вечной, а проблема видоизменяться. Тема любви в «Анне Карениной» и «Крейцерой сонате» имеет трагическое наполнение именно потому, что во времена Толстого проблема расторжения брака в обществе совершенно не решалась, не было таких законов в государстве. Но та же тема необыкновенно трагична в книге Бунина «Темные аллеи», написанной в годы 2-й Мировой войны. Раскрывается она на фоне проблем людей, любовь, счастье которых невозможны в эпоху революций, войн, эмиграций. Проблемы любви и брака людей, родившихся до катаклизмов России, решается Буниным исключительно своеобразно.

В рассказе Чехова «Толстый и Тонкий» тема - жизнь русского чиновничества. Проблемой будет добровольное холопство, вопрос о том, почему человек идет на самоунижение. Тема космоса и возможного межпланетного контакта, проблема следствия этого контакта ярко обозначена в романах братьев Стругацких.

В произведениях русской классической литературы проблема чаще всего имеет характер общественно значимого вопроса. И более того. Если Герцен ставил вопрос «Кто виноват?», а Чернышевский спрашивал «Что делать?», то сами эти художники и предлагали ответы, решения. В книгах 19 века давалась оценка, анализ реальности и пути достижения общественного идеала. Поэтому роман Чернышевского «Что делать?» Ленин назвал учебником жизни. Однако Чехов говорил, что решение проблем не обязательно в литературе, ибо жизнь, бесконечно продолжаясь, сама не дает окончательных ответов. Важнее иное – правильная постановка проблем.

Таким образом, проблема - это та или иная особенность жизни отдельного человека, целой среды или даже народа, наводящая на какие-то обобщающие мысли.

Писатель говорит с читателем не рациональным языком, он не формулирует идеи и проблемы, а представляет нам картину жизни и тем самым наталкивает на мысли, которые исследователи называют идеями или проблемами.

2. Идея художественного произведения.

При анализе произведения наряду с понятиями «тематика» и «проблематика» используется и понятие идея, под которой чаще всего имеется в виду ответ на вопрос, якобы поставленный автором.

Идея (греч. Idеа - первообраз, идеал, идея) – основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы.

Сформулировать идею в отрыве образной системы произведения нелегко. Художнику слова достаточно поставить волнующий общество вопрос, в котором будет заключено основное идейное содержание.

Идеи в литературе могут быть разными. Идея в литературе – это мысль, заключенная в произведении. Существуют идеи логические, или понятия, которые мы способны воспринимать интеллектом и которые легко передаются без образных средств. Для романов и повестей характерны философские и социальные обобщения, идеи, анализы причин и следствий, то сеть абстрактные элементы.

Но существует особый вид очень тонких, еле уловимых идей литературного произведения. Художественная идея – это мысль, воплощенная в образной форме. Она живет только в образном претворении, не может быть изложена в виде предложения или понятий. Особенность этой мысли зависит от раскрытия темы, мировоззрения автора, передаваемого речью и поступками персонажей, от изображения картин жизни. Она – в сцеплении логических мыслей, образов, всех значимых композиционных элементов. Художественная идея не может быть сведена к рациональной идее, которую возможно конкретизировать или проиллюстрировать. Идея этого типа неотъемлема от образа, от композиции.

Формирование художественной идеи – это сложный творческий процесс. На него влияют личный опыт, мировоззрение писателя, понимание жизни. Идея может вынашиваться целые годы, автор, стремясь ее воплотить, страдает, переписывает, ищет адекватные средства воплощения. Все темы, персонажи, все события необходимы для более полного выражения главной идеи, ее нюансов, оттенков. Однако необходимо понимать, что художественная идея не равна идейному замыслу, тому плану, который часто появляется не только в голове писателя, но и на бумаге. Исследуя вне художественную реальность, прочитывая дневники, записные книжки, рукописи, архивы, ученые восстанавливают историю замысла, историю создания, но не обнаруживают художественную идею. Иногда бывает, что автор идет против себя, уступая первоначальному замыслу ради художественной правды, внутренней идеи.

Одной мысли недостаточно, чтобы писать книгу. Если заранее известно все то, о чем хотелось бы рассказать, то не стоит обращаться к художественному творчеству. Лучше – к критике, публицистике, журналистике.

Идея литературного произведения не может содержаться в одной фразе и одном образе. Но писатели, в особенности романисты, иногда пытаются формулировать идею своего произведения. Достоевский об «Идиоте» говорил: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека». Но за эту же декларативную идеологию его не принимал Набоков. Действительно, фраза романиста не проясняет, зачем, почему он это сделал, какова художественная и жизненная основа его образа.

Поэтому, наряду со случаями определения так называемой главной мысли, известны иные примеры. Толстой на вопрос «что такое «Война и мир»? ответил следующим образом: “«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось”. Нежелание переводить идею своего произведения на язык понятий Толстой продемонстрировал еще раз, говоря о романе «Анна Каренина»: «Если же бы я хотел сказать словами все то, что я имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать тот самый, который я написал, сначала» (письмо к Н.Страхову).

Белинский очень точно указал на то, что «искусство не допускает к себе отвлеченных философских, а тем более рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея – это не догмат, не правило, это живая страсть, пафос» (лат. рathos – чувство, страсть, воодушевление).

В.В. Одинцов свое понимание категории художественная идея выразил более строго: «Идея литературного сочинения всегда специфична и не выводится непосредственно не только из лежащих вне его отдельных высказываний писателя (фактов его биографии, общественной жизни и т.п.), но и из текста – из реплик положительных героев, публицистических вставок, замечаний самого автора и т.п.».

Литературовед Г.А. Гуковский тоже говорил о необходимости разграничения рациональных, то есть рассудочных, и литературных идей: «Под идеей я разумею вовсе не только рационально сформулированное суждение, утверждение, даже вовсе не только интеллектуальное содержание произведения литературы, а всю сумму его содержания, составляющего его интеллектуальную функцию, его цель и задачу». И далее разъяснял: «Понять идею литературного произведения – это значит понять идею каждого из его компонентов в их синтезе, в их системной взаимосвязи. При этом важно учесть именно структурные особенности произведения, - не только слова-кирпичи, из которых сложены стены здания, сколько структуру сочетания этих кирпичей как частей этой структуры, их смысл».

О.И. Федотов, сопоставляя художественную идею с темой, объективной основой произведения, сказал следующее: «Идея – это отношение к изображаемому, основополагающий пафос произведения, категория, которая выражает авторскую тенденцию (склонность, замысел, предвзятая мысль) в художественном освещении данной темы». Следовательно, идея – это субъективная основа произведения. Примечательно, что в западном литературоведении, основанном на иных методологических принципах, вместо категории художественная идея используется понятие интенции, некоей предумышленности, тенденции автора в выражении смысла произведения. Подробно об этом сказано в работе А.Компаньона «Демон теории». Кроме этого, в некоторых современных отечественных исследованиях ученые применяют категорию «творческая концепция». В частности, она звучит в учебном пособии под редакцией Л.Чернец.

Чем величественнее художественная идея, тем больше живет и произведение.

В.В. Кожинов называл художественной идеей смысловой тип произведения, вырастающий из взаимодействия образов. Обобщая высказывания писателей и философов, можно сказать, что художественная идея, в отличие, от идеи логической, не формулируется авторским высказыванием, а изображается во всех деталях художественного целого. Оценочный, или ценностный, аспект произведения, его идейно-эмоциональную направленность называют тенденцией. В литературе социалистического реализма тенденция трактовалась как партийность.

В эпических произведениях идей может быть отчасти сформулирована в самом тексте, как это в повествовании Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Чаще, особенно в лирике, идея пропитывает структуру произведения и потому требует большой аналитической работы. Художественное произведение как целое богаче рациональной идеи, которую обычно вычленяют критики.

Во многих лирических произведениях выделение идеи несостоятельно, потому что она практически растворяется в пафосе. Следовательно, не следует идею сводить к выводу, уроку и искать ее непременно.

Заключение.
В "бесконечном лабиринте сцеплений", в многоуровневом поэтическом Космосе художественного целого все образующие его элементы подчинены друг другу, иерархически упорядочены. Как и любая система, литературное произведение имеет свой центр (один или несколько) и свою периферию. Ядром художественной системы, её признанным "руководящим центром" принято считать так называемое идейно-тематическое содержание. Неразрывное единство темы и идеи составляет экстракт объекта и субъекта творчества, предмета искусства и его авторского осознания, распространяющий своё влияние на все остальные элементы системы.

Итак, тема есть проблема, явление или предмет, отобранный, осмысленный, домысленный и воспроизведённый определёнными художественными средствами; часть действительности или её аналог, уже преображённые в перл создания. Тема характеризует одновременно предмет искусства и его содержание, соединяет их в процесс творчества: от стадии художественного отбора до стадии художественного воплощения.

Описывая то, чему посвящено произведение, какую частичку бытия писатель в нём отобразил, понятие темы отделяет одно произведение от другого, указывает на его своеобразие и в то же время намечает сходство с другими, близкими ему в этом отношении произведениями. Вот почему при формулировке темы необходимо искать оптимальную дозу обобщения и конкретности. Лучше начинать, конечно, с широкого определения, чтобы затем, по мере надобности, конкретизировать его, постепенно сужая, - подробностями сюжета, места и времени действия, способом обрисовки характеров и прочим.

Идея - исключительно важный элемент литературно-художественного произведения, одухотворяющий и освещающий его светом авторского неравнодушия, приглашающий читателя к сотворчеству, сочувствию и сопереживанию. Благодаря идее искусство осуществляет своё высокое предназначение, воспроизводит жизнь, "чтобы объяснить её значение и вынести свой приговор" (Н. Г. Чернышевский). В составе идейно-тематического содержания она связана со всеми элементами художественной системы, объединяет их в художественно целесообразное целое, которое служит для него адекватной формой воплощения.

Список используемой литературы.


  1. Введение в литературоведение: Учеб.для филол. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 1988. – 528с

  2. Федотов О. И. Введение в литературоведение. М., 1998.

  3. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. М., 2004. С. 11.

  4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 1998. С. 36-40.

  5. Чернец Л.В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999. С. 174.

Вступление. Отзыв как олимпиадный жанр.

Сочинение на литературном материале .

Школьная практика – школьное сочинение («река без берегов»).

Чистый отзыв – развернутое личностное высказывание о художественном произведении, цель которого передать впечатление о художественном произведении; задача – заинтересовать, привлечь внимание, обратить в свою веру.

Рецензия – развернутая характеристика – оценка художественного произведения на основе его детального разбора, полновесного квалификационного анализа; задача – дать аргументированное истолкование и оценку произведения.

Отзыв – рецензия – это особый жанр, совмещающий навыки филологического анализа текста и способность раскрыться как интересная личность.

При этом необходимо избегать крайностей: 1) не стоит нарочито демонстрировать свои познания в области филологии; использование терминов не должно стать самоцелью (это приведет к формализму); 2) не следует превращать поэтический текст в трамплин для самовыражения, когда главным становится внутренний мир автора отзыва, а не художественный мир стихотворения.

Любовь к поэзии.

«Любое произведение искусства представляет собой диалог с каждым стоящим перед ним человеком», - говорил Гегель. Нет и не может быть общего для всех рецепта, по какой схеме работать над отзывом.

«КЛЮЧ к каждому стихотворению заключен в нем самом. Задача исследователя состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой ключ, который раскроет это – и только это – стихотворение, поможет проникнуть в его тайну. Ибо удивительный парадокс поэзии заключается в том, что она доступна всем достаточно культурным читателям – и в то же время содержит не сразу и не до конца постигаемую глубину мыслей и чувств. И чем образованнее читатель, чем лучше подготовлен он опытом жизни и чтения стихов, чем чаще перелистывает знакомые страницы – тем чаще ловит себя на мысли: «Как я мог не заметить этого раньше?..»

Необходимой предпосылкой анализа становится «вхождение», погружение в текст и принятие читателем художественного мира произведения в свой собственный мир. При этом наш душевный мир и сознание становятся инструментом анализа. Наши чувства и мысли и есть те измерительные приборы, которыми определяются накал пафоса и напряжение конфликта, на которых взвешиваются идеи и художественные достоинства произведения.

Композиция отзыва.

I. Вступление.

Грамотное и творческое «вхождение» в тему.

II. Основная часть.

Филологический анализ стихотворения:

+ Творческий характер работы:

1). Целостный анализ текста (соразмерность частей, уместность отступлений).

3). Орфографическая и пунктуационная грамотность.

III. Заключение.

Личное впечатление, суждение, вывод, рожденные стихотворением.

4. Работа над вступлением.

2.3. Вступление – грамотное и творческое вхождение в тему.

Внешний контекст : историко-культурный, историко-биографический, философский.

Вписать (по возможности) произведение в контекст исторического времени, литературного процесса, судьбы поэта.

1. Фактам биографии автора следует уделить внимание при условии, если они просматриваются в тексте произведения, (есть посвящение, имена, географические названия, даты). Чем более отвлеченно содержание стихотворения, тем менее уместно обращение к биографии автора. (Есенин «Собаке Качалова» или «Песнь о собаке»).

2. Творческая история произведения нужна, если этот материал углубляет, расширяет восприятие произведения и органично вводится в сочинение (Лермонтов «Тучи» или «Утес»).

3. О мировоззрении писателя, его гражданской позиции следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения (Вознесенский «Есть русская интеллигенция» или «Ты меня на рассвете разбудишь»).

Философский контекст : тема и проблема приобретают общезначимый, общечеловеческий характер (А. Дементьев «Не смейте забывать учителей»).

Примеры из книги «Учимся писать отзыв» (вступление: М. Цветаева «Попытка ревности» стр. 185-186; Ахматова «Творчество» стр. 214;

Практикум: написать вступление к стихотворению Риммы Казаковой «Пока ребенку нужен твой совет».

2.4. Смысл названия.

Назвать стихотворение означает дать имя ребенку.

Примеры: Цветаева «Попытка ревности», Бунин «Вечер», Пастернак «Единственные дни».

Тематика, проблематика, смысловые мотивы.

Раскрыть авторский замысел. Н. М. Шанский: «Без верного, однозначного, адекватно-непротиворечивого понимания литературного текста не может быть никакой речи ни о его анализе, ни о его филологической оценке как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием».

Художественный мир– это территория непрерывного смысла (зона неслучайности любой детали).

И все-таки одним расчетом не обойтись: не менее важны при написании отзыва интуиция. Образное мышление, память. Богатое воображение.

Начать с задания: Определить тему, проблему стихотворения Алексея Кольцова «Ответ на вопрос о моей жизни»

1. Следует избегать прямолинейной трактовки художественной идеи (главной поэтической мысли), а рассматривать её движение через построение стихотворения, художественные образы, детали и другие элементы формы.

2. Не следует пересказывать стихотворение, воспроизводя его содержание.

3. Один из приемов анализа текста – выстраивание ассоциативных рядов, связанных с образами и мотивами стихотворения.

Лирические темы и мотивы. У эмоционального настроения или размышления есть какой-то повод или источник, обозначенный явно или таящийся в сознании поэта. Все эти факты и мысли принято называть лирическими мотивами. Лирическое содержание – это сплав мотивов с порожденным ими эмоциональным раздумьем, размышлением, настроением:

Образ – потенциально каждое существительное; мотив – потенциально каждый глагол:

Конь сломал ногу – Христос исцелил коня.

Конь – образ; сломал ногу – мотив; Христос исцелил – сюжет.

Практикум. Стихотворение И. Анненского «Весенний романс».