Меню Рубрики

Обращение к респонденту в анкете образец. Композиция вопросника. Особенности вопросника для разных видов опросов. Кодирования в анкете

Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором --- наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.

Если у вас есть, он отправит ваше заявление в наш реестр. Если бы вы были, реестр затем пригласил бы к участию в повторном рассмотрении, даже если они не участвовали в апелляции. Если бы вы были респондентом, реестр затем пригласил апеллянта принять участие в повторном рассмотрении.

Пожелания к анкете

Реестр будет приглашать письменные заявления апеллянта и ответчика. По завершении отправки реестр пересылает ваше заявление о повторном рассмотрении вместе со всеми письменными материалами в панель. В большинстве случаев группа, решившая первоначальную апелляцию, также примет решение о вашем заявлении о повторном рассмотрении. Если панель решит, что основания для пересмотра были установлены, это позволит вашему заявлению в письменном решении. Может потребоваться некоторое время для принятия нами решения по этому аспекту вашего заявления о повторном рассмотрении, поскольку мы уделяем приоритетное внимание новым призывам.

Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т. п.

Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»). Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах («Если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»). Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чет попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают).

Оформление анкеты.

Прежде чем начать работать с анкетой, опрашиваемые берут ее в руки, приблизительно прикидывают, какая работа им предстоит. Это естественная и нормальная реакция на предстоящую деятельность, и ее также следует учитывать при оформлении анкеты.

Типографское оформление. Конечно, не у каждого исследователя имеется возможность издать анкету типографским способом. Нередко они тиражируются с помощью ксерокса или ротапринта. Учитывая это, исследователь должен проявить специальную заботу о ее оформлении. Конечно же, обложка, выполненная типографским способом, скорее создаст впечатление а респектабельности организации, проводящей опрос, о значительности самого исследования, чем анкета, отпечатанная на машинке. Следовательно, в последнем случае возрастает роль других приемов, позволяющих создать благоприятное отношение к анкете.

Здесь, однако, целесообразно привести и примеры экспериментов с типографским оформлением: начинающий социолог по крайней мере будет знать о том, что наиболее привычный черно-белый текст --- не единственно возможный.

При изучении аудитории газет на эстонском языке были применены анкеты, отпечатанные синим, зеленым и коричневым шрифтами. При этом синие и зеленые были снабжены картинками юмористического характера --- иллюстрациями к некоторым позициям ответов. Необычность цвета текста, картинки воспринимались респондентами как отражение заботы о них, а также как косвенное подтверждение того, что опрос --- дело серьезное, в противном случае вряд ли бы авторы анкеты стали разнообразить его столь оригинальными способами.

Исследования, проведенные в рамках изучения цветовосприятия, обнаружили, что коричневый цвет символизирует тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п., в то время как сине-зеленый --- спокойствие, удовлетворенность, чувство уверенности. Неудивительно, что эти общепсихологические закономерности проявились и в отношении респондентов к цвету анкет. Подавляющее большинство выбрали зеленые и вовсе не захотели заполнять коричневые. Вынужденные все же с ними работать, респонденты отвечали на анкету менее внимательно; работа с ней занимала в среднем на 15 – 20 минут больше времени, чем с синими и зелеными. По словам самих участников опроса, заполнение синих и зеленых анкет было им интересно и не казалось долгим или утомительным.

Размер анкеты. Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины. Так, встречаются анкеты из 3 – 5 вопросов и из 100 и более. Определяя метод сбора данных, уже на стадии разработки программы социолог решает для себя вопрос о ее размере, учитывая, что, с одной стороны, чем больше вопросов, тем богаче и разнообразнее могут быть ответы, а чем вопросов меньше, тем оперативнее процедура опроса и обработки ответов. В то же время громоздкие анкеты вызывают большее число отказов от ответа, люди в них чаще проявляют небрежность, лаконичнее отвечают на открытые вопросы. Короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемого предмета или самого факта обращения к мнению людей.

В практике чисто интуитивно выработаны некоторые нормы, связанные не столько с размером анкеты, сколько с временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20 – 30 минут --- это тот срок, который позволяет одновременно респонденту и высказаться, и не утомиться. Кроме того, если опрос проводится по месту жительства и анкета остается у респондентов, скажем, на сутки или если это почтовый опрос, то считается допустимым сделать ее длиннее, чем для аудиторного или индивидуального опроса.

Но какой бы опрос ни планировался --- почтовый, или групповой, или индивидуальный (интервью), социолог не имеет права злоупотреблять терпением, временем и рассудительностью респондентов. Если же, однако, социологу крайне необходимо выяснить одновременно значительное число вопросов и анкета оказывается чрезвычайно громоздкой, то для этого американские исследователи предлагают (если нет никакой другой возможности сделать ее короче --- собрать искомую информацию из других источников, например) делить перечень содержательных вопросов на две равные части и тиражировать две анкеты, раздавая их в случайном порядке отобранным для опроса людям. Размер выборки при этом, естественно, удваивается.

Психология респондента играет чрезвычайно важную роль в процессе опроса. Обоснованность и надежность полученных в исследовании результатов зависит не только и доже не столько от математико-статистических изысков при обработке ответов, сколько от пригодности анкеты как средства опосредованного письменного асимметричного целенаправленного общения. Конечно, нельзя утверждать, что исследование непременно потерпит неудачу, если какие-то изложенные выше требования к конструированию анкеты будут нарушены. Однако в таком случае трудно быть уверенными в правомерность полученных результатов. Пренебрегая вопросами организации общения с респондентом, социолог обрекает себя на оперирование заведомо сомнительными данными. Кроме того, значительный воспитательный эффект обращения к широким народным массам без учета их реальной психологии может быть значительно обеднен и ослаблен.

Для конструирования вопросника исследователь должен подготовить правильно сформулированные вопросы, выбрать подходящую форму вопроса и разместить вопрос в соответствующем месте вопросника. Порядок, в котором вопросы представлены респонденту, может существенно повлиять на достоверность ответов. Исследователь должен учитывать как минимум два момента:

Психологию контакта;

Влияние предыдущего вопроса на ответ на следующий вопрос.

Расположение коммуникативных блоков анкеты. Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь идет об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.

Эпиграф к анкете, как известно, выполняет «настраивающую» функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо. Так несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде, на титульном листе которых были помещены высказывания о роли труда, принадлежащих знаменитым людям. Эти эпиграфы навязывали опрашиваемым определенное отношение, заставляли их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле.

Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна.

Обращение к респондентам. Анкета – это своего рода сценарий беседы с респондентом. В ней обычно используются такие обращения, как «уважаемый коллега», «дорогой друг», «дорогой земляк» в единственном числе, а не во множественном, так как работа с анкетой должна осуществляться одним человеком. Далее в преамбуле к анкете излагаются тема, цели, задачи опроса, называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты. Значимость преамбульно-инструктивного раздела нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов.

Относительно того, насколько подробно для респондента следует формулировать цель исследования , существуют различные мнения. Так, согласно одному подходу, исходящему главным образом из опыта проведения психологических экспериментов, о цели не должен знать не только респондент, но и анкетер, не знакомый с программой исследования. Сторонники другого подхода считают достаточным простое указание на то, что опрос «проводится в научных целях». Существует и третий подход – цель респондентам сообщается, но формулировка ее в обращении может быть изложена более простым языком, чтобы быть более понятной и доступной. Все подходы основываются на одном и том же положении о характере влияния цели общения, но отражают различное отношение исследователей к нему. Цель представляет собой идеальное предвосхищение результата деятельности. Формулировка цели может наполнять работу над анкетой различным смыслом. Например, если человеку сообщают, что цель исследования – проверить его знания о чем-либо, то это внесет определенные изменения в его ответы под влиянием желания казаться информированным. Если те же самые вопросы анкеты преследуют цель изучить, о каких явлениях нужно улучшить информирование, подобные изменения могут не наблюдаться. Иными словами, излишняя конкретизация целей и задач исследования неизбежно вызывает изменения в ответах, приводит к тенденциозному заполнению анкет и, в конечном итоге, к значительному числу ошибок. Можно сформулировать таким образом: «Чтобы полнее учесть мнение по такой-то теме, такая-то организация проводит социологическое исследование. Просим Вас принять в нем участие. Ваши суждения помогут более полно учитывать…, Ваши ответы помогут улучшить работу… и т.п.». Обращение с просьбой подчеркивает равноправие участников и организаторов опроса, их взаимозависимость, повышает престиж людей как респондентов.

Инструкция о заполнении анкеты составляется из 2 частей. Первая часть может быть довольно лаконичной, например: «Заполнять анкету несложно», «Заполнение анкеты не потребует много времени». Вторая часть содержит правила работы с анкетой. Для этого респонденту сообщаются, например, такие сведения: «Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответа на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках».

Если в анкете имеются таблицы, в инструкции желательно обратить внимание респондента на то, чтобы он заполнял в них каждую строчку. Инструкции могут содержаться не только в обращении, но и в некоторых вопросах.

Контактные вопросы располагаются в начале анкеты. Социологи осознают значение первого вопроса и стремятся сделать его наиболее простым, нейтральным по смыслу. Если респондент работает с первым вопросом, он может продолжить работу и с остальными. Контактные вопросы обычно предназначены для завязывания разговора, для того, чтобы «сломать лед». Они должны отвечать определенным требованиям. Во-первых контактный вопрос должен быть очень простым. Здесь часто используются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера – например, стажа работы, района местожительства. Уместны также вопросы о привычках, на которые отвечают чаще всего вполне откровенно, о занятиях в свободное время и т.п. В ряде случаев целесообразным оказывается вопрос об интересе респондентов к тем или иным проблемам.

Во-вторых, контактный вопрос должен быть очень общим, т.е. касаться всех респондентов. Поэтому нежелательно начинать анкету с вопроса-фильтра. Дело в том, что в начале общения стороны, заинтересованные в продлении контакта, открывают как можно больше того, что могло бы быть использовано в качестве их совместной характеристики, как основание для установления согласия относительно наиболее общих целей общения.

Вовсе не обязательно, чтобы контактные вопросы содержали искомую информацию. Главная их функция – в облегчении взаимодействия. Они не должны заставлять долго думать, должны касаться и темы разговора, и носить характер завязывания беседы. Сложные, специфические вопросы, если они поставлены впереди, могут побудить респондента отказаться от ответов, оттолкнуть его.

Контактный вопрос рекомендуется делать настолько широким, чтобы на него мог ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в свою компетентность, чувствовать себя уверенно. У него возникает желание развивать свои мысли дальше, высказаться полнее.

После контактных вопросов идут вопросы содержательные, или информационные . Они требуют от респондента раздумий, размышлений, следовательно, и утомляют. Поэтому в конце должны идти легкие вопросы, выводящие из беседы.

Объективка или «паспортичка» , с помощью которой получают данные о личности опрашиваемого. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками. Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором – наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце анкеты респонденты ее обычно заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и, в конечном счете, на их качество. Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».

Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: «Большое спасибо за ответы», «Спасибо Вам за помощь», «Благодарим за участие в исследовании» и т.п. Однако нередко прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос. Некоторые анкеты заканчиваются предложением участвовать в последующих опросах. Наконец, некоторые исследователи считают необходимым, прежде чем попрощаться с респондентом, предоставить ему еще одну возможность высказаться или дописать то, что он не сообщил в своих ответах. Поэтому встречаются и такие предложения: «Ваши замечания, предложения, соображения по поводу опроса Вы можете изложить на свободном месте» (в таких случаях респонденты имеют возможность написать что-либо на полях, на обложке анкеты, что некоторые и делают.